Прекрасный советский актер Алексей Петренко создал около 100 незабываемых экранных образов. Чего только стоят его буян и пропойца генерал Радлов в картине «Сибирский цирюльник» или Петр I в фильме «Сказ про то, как царь Петр арапа женил».
Несмотря на то, что в жизни Алексей Васильевич внешне совсем не был похож на царя, благодаря невероятной энергетике, харизме и удачному гриму на экране ему удалось добиться полного сходства с Петром I.
Петренко был разноплановым актером. Он мог с легкостью сыграть как богатого купца, ученого, гения, так и городского сумасшедшего, поэтому режиссеры Алексея Васильевича просто боготворили, а коллеги преклонялись перед его талантом.
Из-за многоликости на экране, многие не могли понять, какой Алексей Петренко в жизни, его настоящего знали лишь близкие друзья и жены артиста.
Со своей первой женой певицей Аллой Сандлер Петренко познакомился еще во время учебы в Харьковском институте искусств. В 1960 году влюбленные поженились, а через два года у пары родилась дочь Полина.
К тому времени супруги уже переехали в Запорожье, где молодого актера приняли в труппу Запорожского музыкально-драматического театра им. Щорса. Однако Алексея не прельщала перспектива всю жизнь играть на подмостках провинциального театра, его манило в Питер.
И в 1964 году благодаря протекции друзей Петренко пригласили в театр Ленсовета. Алексей Васильевич вместе с семьей переехал в Ленинград и почти сразу же получил квартиру. Казалось бы, теперь у актера есть все, о чем он мечтал. Но худрук Владимиров практически 15 лет не давал Петренко ролей. Артист чувствовал себя ненужным и это очень сильно его угнетало.
Но однажды его жизнь круто изменилась. Алексей Васильевич познакомился с журналистом и театральным обозревателем газеты «Правда» Галиной Кожуховой.
Женщина еще во время своего первого визита в театр обратила внимание на харизматичного актера, и когда увидела его в гостях у подруги Лидии Федосеевой-Шукшиной, не растерялась и взяла в оборот.
Так начался тайный роман Алексея и Галины. Первой о том, что Петренко собирается разводиться с женой узнала его 14-летняя дочь Полина, которая часто из Ленинграда приезжала к отцу в Москву. Девушка прекрасно знала Кожухову, как папину помощницу. Ведь именно благодаря ей он стал актером столичного театра на Малой Бронной и его карьера стремительно пошла вверх.
Когда Полине было 19 лет, ее родители окончательно развелись и Алексей Васильевич наконец-то женился на своей любимой Галюсе, с которой прожил в браке тридцать лет.
Будучи театральным обозревателем крупного советского издания, Галина Кожухова имела большие связи, а кроме них дар пиар-директора. Поэтому, увидев в Петренко нереализованный талант, она стала продвигать его, используя любые возможности. И именно благодаря ей советский и российский кинематограф получил блестящего актера Алексея Петренко.
Правда, после съемок в фильме Элема Климова «Агония», где Петренко гениально сыграл Григория Распутина, актер заработал рубец на сердце и биполярное расстройство. Коллега артиста Михаил Боярский вспоминает, что из-за этого каждую весну у Алексея Васильевича случались сезонные обострения и он начинал чудить.
В начале 90-х, когда большинство российских актеров осталось без работы, благодаря стараниям своей Галюси, Петренко отправился в гастрольный тур по Америке. Она решила, раз у супруга нет возможности сниматься, значит будет петь.
И Алексей Васильевич запел. Да так увлекся вокалом, что вернувшись в Россию, исполнил арию из оперы на сцене Большого драматического театра в сопровождении хора и симфонического оркестра.
Со своей женой Галюсей Алексей Васильевич жил как за каменной стеной, ведь она ограждала его от любых трудностей и бытовых проблем, при этом внимательно следила за здоровьем и душевным состоянием супруга. Правда в этих отношениях была и другая сторона. Женившись на Кожуховой, актер все меньше общался с некогда горячо любимой дочкой Полиной, из-за чего сильно переживал.
А в 2009 году привычный мир Алексея Петренко рухнул. Уход любимой Галюси стал для актера настоящей катастрофой. По словам друзей, Алексей Васильевич начал прямо на глазах чахнуть, словно желая уйти вслед за женой.
Вытащить актера из этого состояния удалось лишь Азиме Абдумаминовой, которую связывало давнее знакомство с Петренко. Поговаривали, что они познакомились в Узбекистане, где Азима была едва ли не главой Госфильмофонда республики.
Уже через год в 2010, несмотря на 33-летнюю разницу в возрасте, Абдумаминова стала законной женой Петренко. Друзья Алексея Васильевича не одобряли этот брак, считая, что хитрая Азима заинтересована лишь в столичной прописке и квартире супруга.
Однако приятельницы актера уверены — женщина искренне любила Петренко и делала все, чтобы муж комфортно себя чувствовал. В последние годы своей жизни Алексей Петренко снимался в художественном кино и документальных фильмах.
22 февраля 2017 года ничто не предвещало беды. Азима по делам улетела в родной Ташкент. и актер находился дома один. Он только вернулся из Петербурга, где снимался в программе «Театральная гостиная» и разговаривал по телефону с режиссером проекта Рудольфом Фурмановым. Неожиданно Алексей Васильевич запнулся на полуслове и замолчал, а в трубке повисла гнетущая тишина.
Как позже установили врачи, причиной смерти 78-летнего актера стал оторвавшийся тромб. Алексей Петренко умер мгновенно, даже не успев понять, что произошло.
Азима считает, что смерть мужа могла быть спровоцирована ссорой с дочерью Полиной, которая в январе 2017 года появилась на телевидении и публично высказала претензии своему знаменитому отцу.
Алексей Васильевич страшно переживал из-за этого и даже написал письмо в администрацию Президента РФ, в котором возмущался тем, что на федеральном канале позволяют ложь и клевету в его адрес и попросил прекратить травлю.
Алексей Петренко был похоронен 27 февраля в Москве на Николо-Архангельском кладбище.