29 лет своей жизни актриса провела в психиатрической лечебнице во Франции, намного пережила своего знаменитого мужа, дочь и сына

Вряд ли кто-нибудь из знатоков и поклонников советского кино знает кто такая Донара Пилосян. А между тем её видели и знают все, на весь СССР её прославила эпизодическая роль в культовой комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», где Донара сыграла жену персонажа Фрунзика Мкртчяна — Джабраила, персонального водителя товарища Саахова.

Донара было известной армянской театральной актрисой в театре Сундукяна, в кино она снималась редко, да и роли были небольшие, поэтому была мало известна за пределами Армении.

Донара Николаевна Мкртчян, урожденная Пилосян, родилась в 1941 году в городе Ленинакан (ныне — Гюмри). Получив аттестат, юная красавица приехала в Ереван поступать художественно-театральный институт. Донара была настоящей звездой курса — у нее попросту не было отбоя от поклонников, да к тому же она была чрезвычайно способной девушкой.

Но сердце красавицы покорил своим обаянием и харизматичностью Фрунзик Мкртчян. Он был на 12 лет старше Донары (на момент их свадьбы Фрунзику было 30, а она едва достигла совершеннолетия).

Это был его второй брак, с сокурсницей Кнарой они прожили чуть больше года. Когда Фрунзик встретил Донару Пилосян, понял, что это любовь на всю жизнь. Он принял решение жениться на Донаре, чем очень удивил друзья, которые его отговаривали от столь решительного шага.

Их очень настораживал вспыльчивый, запальной характер Донары, у нее частенько менялось настроение, а эти проявления были весьма непредсказуемыми.

Но Мкртчян обожал свою молодую супругу. Поначалу у пары все было хорошо, первые годы брака прошли относительно спокойно. В 1959 году у молодоженов родилась дочь, которую назвали Нунэ. Донара окончила Ереванский художественно-театральный институт, стала играть на сцене Ереванского академического театра имени Г.М. Сундукяна, где играл и супруг.

Фрунзик Мкртчян начал сниматься в кино — в картинах «Новые приключения Шурика» и «Тридцать три». Семья стала жить лучше, переехала из маленького поселка в столицу, обзавелась собственным автомобилем.

Донара тоже хотела построить успешную актерскую карьеру. Именно поэтому она постоянно просила Фрунзика продвигать ее в киноленты, пробы в которые он проходил. В 1964 году актриса дебютировала в кино в короткометражном фильме «Губная помада №4».

Потом благодаря мужу получила роль в комедии «Кавказская пленница», которая принесла ей заветную популярность. Муж начал помогать ей продвигаться в кино, уговаривая режиссеров взять молодую актрису то на одну, то на другую роль.

Но потом все поменялось, в поведении Донары стали возникать странности. Сначала Мкртчян старался объяснить поведение жены логикой: у него всесоюзная слава, у нее локальная армянская известность; возле него крутятся барышни, она беспокоится; это любовь и ревность, ничего страшного.

Фрунзик считал, что если появится ещё один ребенок, то Донара остепенится. В 1972 году родился сын Вазген. Но его ожидания не оправдались. Теперь жена устраивала мужу страшные скандалы и истерики, ревновала ко всем женщинам без всякого повода. Если к мужу где-либо подходила особая женского пола, Донара бесилась. Она не стеснялась устраивать сцены Фрунзику и на людях.

Однажды она сорвала генеральную репетицию в театре, когда Фрунзик проводил предписанную пьесой любовную историю. Жизнь актёра превратилась в ад. Мкртчян вначале успокаивал супругу, пытался поговорить, объяснить, а, поняв, что бесполезно, начал сам срываться. Фрунзик всегда еще со студенческих лет «неровно дышал к алкоголю», а из-за проблем в семье начал пить еще больше.

Домой актеру возвращаться не хотелось, и он гулял один по городу. А когда возвращался домой, то находил жену в депрессии, а дети были грязными и голодными. Друзья уговорили Фрунзика показать Донару психиатру, который поставил весьма неутешительный диагноз — прогрессирующая шизофрения.

Фрунзик безумно любил Донару и видел, как его жена меняется на глазах: превращается в беспомощную женщину, которая из-за болезни теряет рассудок. Врачи предупредил Фрунзика, что это тяжёлая форма болезни, которая не поддаётся исцелению. Но Мкртчян не опустил руки: он прилагал все усилия для того, чтобы вылечить любимую жену, обращался не только к отечественным врачам, но и зарубежным.

Однако медики ничем помочь не смогли – болезнь только прогрессировала. Донара все чаще погружалась в свой иллюзорный мир, перестала узнавать близких. Фрунзик не пожалел средств и решил отправить жену в одну из лучших лечебниц Франции, отдав ее в руки лучших специалистов. В 1982 году он отвез ее во Францию (в Севан).

По свидетельству врачей, Донара Мкртчян не сознавала того, что серьёзно больна, и всегда удивлялась, почему её изолировали от мира и заперли в каком-то месте, которое она не может покинуть. Заболевание актрисы не смогло погасить пламя её таланта.

В минуты прояснения сознания актриса собирала вокруг себя обитателей лечебницы и больничный персонал и читала им отрывки из монологов своих любимых героинь. В Севанской психиатрической клинике она даже создала театральный кружок.

Фрунзика Мкртчяна ждал еще один мощный удар, окончательно его подкосивший. Выяснилось, что у сына Вазгена тоже шизофрения, сработала наследственность. Врачи организовали встречу матери и сына в надежде, что близость родного человека может стать ключом к улучшению их состояния, но Донара и Вазген даже не узнали друг друга. Сталкиваясь в коридоре, две родные тени не узнавали друг друга.

Фрунзик Мкртчян пытался утопить возникшую депрессию в алкоголе. 29 декабря 1993 года он умер во сне от инфаркта. Родные считают, что он так и не смог пережить горе, которое принесла ему страшная болезнь жены и сына.

Дочь Нуне вышла замуж за Рубена Тертеряна, сына народного артиста СССР, композитора Авета Тертеряна, и уехала со своим супругом в Аргентину. Она умерла в 1998 году в послеоперационный период (у нее был рак шейки матки) от закупорки тромбом. В 2003 году не стало Вазгена.

Донара Мкртчян ушла из жизни 15 июля 2011 года в возрасте 70 лет. Похоронили ее на родине. Она пережила всех — мужа, дочь и сына, но все эти ужасающие события остались незамеченными Донарой.

Оцените статью
29 лет своей жизни актриса провела в психиатрической лечебнице во Франции, намного пережила своего знаменитого мужа, дочь и сына
Личная драма режиссера фильма «Мужики!..» Искры Бабич