Исторические фотографии — уникальная возможность совершить маленькое путешествие в прошлое. В наши дни время ускорилось до предела, мы сами живем словно в учебнике истории, и поэтому очень важно ощущать связь времен.
Каждый исторический снимок — это окошко в прошлое, возможность для каждого из нас увидеть людей и события минувших эпох.
Очки для чтения в темноте
1932 год. Девушка демонстрирует новейшее изобретение — очки для чтения в темноте. Стекла очков оснащены специальными фонариками, подсвечивающими страницу. Фотография, надо полагать, делалась в темноте со вспышкой.
Изобретение интересное, но, судя по тому, что оно так и не прижилось, не очень практичное. Обычная настольная лампа для чтения оказалась гораздо удобнее.
Открытие ночлежки
В 1885 году среди босоты Нижнего Новгорода распространилась весть: купцы Бугровы открывают ночлежку. Каждому бедолаге, оставшемуся без крыши над головой, будет угол, будет фунт хлеба и кипяток бесплатно.
Народ так и хлынул к Бугровым. Перед открытием у дверей ночлежки собралась огромная толпа. Планировалось, что в доме будет ночевать не более 700 человек за одну ночь, но количество «постояльцев» превысило 1200. Всех удалось разместить, но лежали люди на полу вповалку.
Чтобы содержать бесплатную ночлежку для городской бедноты, Бугровы построили неподалеку доходный дом, в котором сдавались в аренду апартаменты и торговые помещения.
Ночлежный дом Бугровых в Нижнем стал прототипом ночлежки из пьесы М.Горького «На дне».
«Ожог» дружбы
А это фото, несмотря на его кажущееся очарование, таит в себе большую драму. Сделан снимок был в августе 1980 года в США. На фото мы видим поэта Иосифа Бродского, американского издателя Эллендею Проффер, литературоведа Машу Слоним и писателя Василия Аксенова, только что эмигрировавшего в США из Советского Союза.
В портфеле у Аксенова — рукопись его антисоветского романа «Ожог», с которым писатель собирался завоевать себе место в литературном мире США.
Издателем романа должна была стать как раз Эллендея Проффер. Иосиф Бродский, близкий друг Аксенова по Петербургу, взялся написать рецензию на роман для Эллендеи.
И надо же было такому случиться — Бродскому «Ожог» категорически не понравился, он отозвался о нем крайне резко и порекомендовал Проффер не печатать его. Эллендея так и поступила.
Для Аксенова это стало тяжелейшим ударом. Василий Павлович перестал общаться с Бродским, разорвал с ним все связи.
В конечном итоге, Аксенов так и не стал своим в Америке и в конце жизни вернулся в Россию.
В Коломне
Поэтесса Анна Андреевна Ахматова в Коломне в июне 1936 года. Вместе со своими друзьями, поэтами Сергеем Шервинским и Львом Горнунгом, Анна Андреевна искала в Коломне дом писателя Бориса Пильняка, к которому литераторы приехали в гости. Лев Горнунг вспоминал впоследствии:
«Пока мы с Сережей задержались у одного старинного дома XVII века, Анна Андреевна прошла в соседний проулок и присела на скамейку у деревянного домика в тени. Мы с Сережей увидели Ахматову в этом переулке и решили заснять её на фоне пейзажа со старинной шатровой колокольней. Этот снимок у меня получился удачным».
Поэты тогда еще не знали, что Ахматова присела отдохнуть неподалеку от дома Бориса Пильняка, который они искали. Дом находится слева, рядом с колокольней.
На пепелище
1943-й год. Советский поэт, подполковник Александр Трифонович Твардовский, на пепелище родного дома на хуторе Загорье на Смоленщине.
«Родное Загорье. Только немногим жителям здесь удалось избежать расстрела или сожжения. Местность так одичала и так непривычно выглядит, что я не узнал даже пепелище отцовского дома.
Ни деревца, ни сада, ни кирпичика или столбика от построек — все занесено дурной, высокой, как конопля, травой, что обычно растет на заброшенных пепелищах. Никаких родных мест, никаких впечатлений, примет, узнавания».
Компенсация для радиевой девушки
Еще один трагический снимок. США, 1938-ой год. Так называемые «радиевые девушки» — работницы фабрик по производству часов со светящимися циферблатами пришли проведать свою умирающую коллегу.
Перед каждым окунанием кисточки в краску, девушки были обязаны смачивать ворс слюной. Руководство фабрики уверяло, что это совершенно безопасно. В результате у многих девушек были выявлены тяжелые заболевания, в том числе, опухоли и некрозы.
Больше других пострадала старательная и ответственная работница Кэтрин Вольф-Донахью, у которой было выявлено онкологическое заболевание. Благодаря поддержке своих подруг, таких же «радиевых девушек», как она, Кэтрин удалось подать на фабрикантов в суд.
Дело было выиграно, девушкам присудили большие компенсации, но вот бедная Кэтрин до этого не дожила — она скончалась до завершения судебного процесса в возрасте 35 лет.
Пикассо на корриде
Знаменитый художник Пабло Пикассо обожал корриду. В 1956 году он пришел посмотреть схватку с быком в компании своего друга, французского писателя и художника Жана Кокто.
Но спокойного просмотра не получилось! Некая девушка — ярая поклонница Пабло во что бы то ни стало решила поцеловать гения кубизма и сюрреализма. Поклонницу не остановило даже то, что она сидела гораздо ниже и была одета в купальник.
Обращают на себя внимание и девушки на переднем плане. О чем, интересно, они сплетничают?
Подготовка к конкурсу
Этот снимок сделал в 1954 году знаменитый американский фотограф, мастер документальной фотографии Артур Феллиг по прозвищу Виджи. Молодая женщина проходит отбор на конкурс красоты.
Феллиг писал впоследствии, что под оценивающие очи отборочных комиссий, состоявших в основном из мужчин, приходили не только модели или актрисы, но и обычные американские домохозяйки, желавшие выбиться из рутины, заработать деньги и славу.