— Дитя хочу! — кричала она. — Доктор, я не дурочка!
Рыдающую, упирающуюся изо всех сил Марию тащили по больничному коридору. Доктор Хендриксон шел позади, выговаривая пациентке.
— Ты должна понять, Мария, все, что мы сделаем с тобой, мы сделаем ради страны.
Мария не хотела этого понимать. Все ее мысли занимал образ младенца. Мальчика или девочки с теплыми щечками, с милыми розовыми пяточками. Как она мечтала целовать эти щечки, щекотать пяточки. Называть ребеночка ласковыми словами.
Но все это было ей запрещено.
«Рожать ты не будешь!», — повторял доктор Хендриксон, как заведенный.
Конец XIX столетия ознаменовался в США огромным интересом к так называемой евгенике — учении о селекции человека, улучшения наследственных свойств человеческого генофонда.
Основоположником евгеники был двоюродный брат Чарльза Дарвина, британский антрополог Фрэнсис Гальтон.
В общих чертах учение Гальтона сводилось к тому, что контроль рождаемости и исключение из этого процесса «непригодных» способен создать «расу» людей, безупречных как по физическим, так и по умственным свойствам.
В 1895 году в американском штате Коннектикут был принят первый евгенический закон о браке. Закон запрещал вступать в брак слабоумным людям, а также людям с психическими отклонениями.
Эксперимент был признан успешным и к 1917 году евгенический брачный закон приняли еще в двадцати штатах. По своему усмотрению штаты дополняли перечень лиц, которым запрещено вступать в брак и рожать детей.
Так, в Индиане и Огайо евгенической «выбраковке» были подвержены хронические алкоголики. В Вирджинии согласно закону было запрещено вступать в брак с представителями иных рас.
Параллельно с брачными законами активно продвигалось и иное, гораздо более радикальное направление евгеники — принудительная стерилизация.
В 1907 году штат Индиана первым из североамериканских штатов принял соответствующий закон. Изначально правовой акт касался людей со слабоумием, психическими отклонениями, а также преступников.
Штаты один за другим принимали евгенический закон. В Калифорнии принудительной процедуре с 1909 по 1964 годы подверглось более 20 тыс. человек.
В «золотом штате» принудительная стерилизация проводилась, в том числе, по решению опекуна, что привело к значительным злоупотреблениям и эксцессам. Случаи, когда возможность родить ребенка отнимали у психически и физически здоровых женщин, происходили все чаще.
Женщины пытались бороться. В 1927 году 18-летняя Кэрри Бак подала иск в суд Вирджинии против закона CES (принудительная стерилизация). Ранее Кэрри, а также ее мать Эмма и сестра Вивиан, были признаны умственно неполноценными, что, в соответствии с законом, подразумевало применение к ним специальной процедуры.
Кэрри отчаянно пыталась доказать, что она «не дурочка». В ходе судебного заседания выяснилось, что некоторые особенности в поведении девушки появились после того, как она подверглась насилию со стороны одного из родственников.
Однако на судью Оливера Уэнделла Холмса открывшиеся обстоятельства не произвели впечатления, и он признал законность «статута о принудительной стерилизации «неполноценных» людей, включая умственно отсталых с целью «защиты и здоровья нации»».
Вскоре после вынесения судебного решения Кэрри и ее сестра были подвержены евгенической процедуре.
В 1923 году новоизбранный президент США Калвин Кулидж заявил:
«Америка должна остаться Америкой. Биологические законы показывают… что нордическая раса ухудшается, если смешивается с другими».
На следующий год Кулидж подписал закон об иммиграции, запретивший миграцию в США из стран Азии и значительно сокративший квоту на мигрантов. Кроме того, власти страны задумались и об «улучшении нордической расы» внутри Америки. Для этого каждому штату по своему усмотрению было разрешено использовать евгенические законы.
В Северной Каролине, Вирджинии, Юте и во многих других штатах немедленно воспользовались возможностью, предоставленной федеральным правительством.
Местные власти использовали евгенику с целью ограничения роста числа черных и индейских семей, претендовавших на социальные пособия. Обращавшихся за медицинской помощью женщин без их ведома подвергали процедуре, лишающей их возможности иметь в будущем детей.
Своего пика принудительная стерилизация представителей коренного населения США достигла в 50-е годы, когда была создана так называемая Индейская служба здравоохранения IHS. Декларируемой целью IHS было повышение уровня жизни коренных американцев и коренных жителей Аляски.
Служба выпускала специальные реклaмные буклеты, демонстрирующие, как будет жить индейская семья после процедуры.
Несмотря на то, что деятельность IHS номинально была направлена на работу с индейским населением, врачи этой организации подвергали процедуре, в первую очередь, афроамериканских женщин. Считалось, что афроамериканки психологически не способны контролировать свое «половое поведение», что несет угрозу «нордической расе».
Только с 1973 года по 1976-й IHS принудительно стерилизовала не менее 3400 женщин в возрасте от 19 до 40 лет.
Американский опыт с большой охотой переняли в Европе, прежде всего, конечно, в гитлеровской Германии.
В 1934 году мощная евгеническая программа стерилизации была развернута в Швеции. Девушек в возрасте от 15 лет, не соответствовавших, по мнению государства и общества, «принципам общепринятой этики», подвергали специальной процедуре. Всего жертвами программы до 1974 года стало более 60 тыс. шведских женщин.
В Швеции показанием к вмешательству считались слабоумие, низкий интеллект, рождение от смешанного брака и даже … непослушание.
Вот страшный рассказ 72-летней Марии Нордин:
«Я стала плохо видеть ещё в раннем детстве. Но на очки у родителей не хватало денег. В школе я не могла разглядеть, сидя за партой, что учитель пишет на доске, но боялась сказать. Меня признали умственно отсталой и отправили в интернат для психически неполноценных детей.
В семнадцать лет меня вызвали к директору школы и дали подписать какие-то бумаги. Я знала, что должна их подписать. На следующий день меня отправили в больницу и сделали операцию. Мне сказали, что у меня никогда не будет детей».
Лишь в 1999 году Швеция признала существование государственной программы стерилизации и начала выплачивать компенсации ее жертвам, коих, впрочем, осталось в живых очень мало.
Лишь в 1974 году страны Запада одна за другой стали отказываться от практики принудительной стерилизации. Сколько за это время было покалечено женщин — достоверно неизвестно.