«Они ссорились и дрались все сорок с лишним лет совместной жизни». Художник Хоппер и его муза Джо

Центр его Bселенной. Джозефин Нивисон (1883–1968)

Они познакомились в 1923 году на выставке. Джозефин Нивисон в то время была известной художницей сорока с лишним лет, чьи работы выставлялись в престижных нью-йоркских галереях рядом с картинами Пикассо и Модильяни. Бруклинский музей пригласил Джо принять участие в очередной выставке вместе со знаменитым Джоном Сарджентом.

Хоппер рисовал еду и красоток для рекламных журналов, за десять лет не продал ни одной картины и пребывал в черной депрессии. Они поговорили за чашкой кофе, потом Эдвард показал ей свои картины. Ей понравился и он сам, и его работы. И она уговорила кураторов выставки включить в экспозицию шесть акварелей Хоппера.

Все его работы продали чуть ли не в день открытия выставки, и про него заговорили. Хоппер ожил, заулыбался, сделал Джозефин предложение, и через два месяца они поженились.

После замужества Джозефин стала единственной музой и идейной вдохновительницей супруга, центром его Bселенной. Она вела всю его корреспонденцию и продвигала его работы, позировала ему. На картинах Хоппера изображены десятки женщин в офисах и квартирах, в разных интерьерах и нарядах. Все они – Джо Нивисон Хоппер.

Она переодевалась, меняла прически, помаду и цвет волос. Однажды позировала обнаженной и сильно обожгла ногу о плиту, а потом гордилась оставшимся шрамом.

Они вместе придумывали название для картин и обсуждали сюжеты каждой: о чем думают герои, откуда пришли и куда направляются. Они шутила над тем, что как только она собиралась взяться за кисть, Хоппер сразу начинал новую картину. Он конкурировал с нею, и это двигало его творчество вперед. Ее анализ и критика имели для него огромное значение.

Джозефин тоже пыталась работать, но ее новые картины оказывались хуже тех, что были написаны до замужества. Она жаловалась, что муж ее не поддерживает. И все чаще на него обижалась за равнодушие. А он сердился из-за того, что она не умеет готовить и вести домашнее хозяйство, редко моет посуду и никогда не вытирает пыль.

Он рисовал меткие и злые карикатуры, как она чистит плиту или гладит, которые потом оставлял на ее столе. Джозефин кричала на него, потрясая рисунками, а когда он малодушно сбегал в спальню, бережно прятала все листочки в ящик стола. Для потомства.

Джозефин сердилась на то, что в ceкcе он тороплив и эгоистичен. Он считал ее фpигиднoй. Они ссорились и дрались все сорок с лишним лет совместной жизни. Про детей не думали – для них общим детищем были картины Хоппера, при этом Джозефин психовала из-за того, что вся слава достается мужу, а ее картины не берут ни на одну выставку. Понимала, что не права, и злились от этого еще сильнее.

Со стороны брак эксцентричной, шумной Джозефин и замкнутого, молчаливого Эдварда, которого до истерики могла довести только жена, выглядел катастрофой. Но они продолжали жить вместе и никогда даже не заикались о разводе. В 1967 году Эдвард умер. Джо сказала, что чувствует себя так, будто у нее ампутировали руку. Она перестала говорить, потом – есть и пережила его всего на десять месяцев.

Она выколачивала из него страсть и энергию, необходимые для творчества, а он создал для нее достойную цель – его картины стали мировыми шедеврами, вдохновляющими писателей и режиссеров. Они были счастливы вместе.

Оцените статью
«Они ссорились и дрались все сорок с лишним лет совместной жизни». Художник Хоппер и его муза Джо
Жил в забвении, но не жаловался: что мучило звезду фильма «Судьба резидента» Андрея Ветроградова