«Почему вы не обрили налысо Коко Шанель?»

Ножницы коснулись светлых волос молодой женщины. Крепкий мужчина, посмеиваясь, состриг длинную прядь, показал толпе, как некий трофей. Собравшиеся на площади радостно заулюлюкали: «Так ее! Брей немецкую овчарку!».

Вдруг наполовину обритая женщина подняла заплаканное лицо и крикнула в толпу:

«Почему вы не обрили налысо Коко Шанель?!».

Толпа стыдливо молчала. Все знали: эта коллаборантка права, Коко должна быть рядом с ней.

В сентябре 1939 года Франция, взявшая на себя обязательства по защите Польши, объявила войну гитлеровской Германии.

«Защита Польши» для французов быстро обернулась катастрофой. 5 июня 1940 года немцы окончательно обрушили оборону противника, а 14 числа практически без боя взяли Париж.

Воевать французы не хотели, умирать за Францию — тоже. Более того, жители страны четко знали — истреблять их немцы не станут, ведь это Франция. Кроме того, главная угроза от Гитлера шла в сторону евреев, но никак не французов. Немалая часть населения, кстати сказать, отчасти разделяла позицию бесноватого фюрера.

16 июня новым главой правительства Франции стал маршал Анри Филипп Петен, призывавший к сотрудничеству с Третьим Рейхом.

23 июня на Елисейских полях состоялся парад Вермахта. Поприветствовать своих военных в Париж прилетел на три часа Адольф Гитлер.

Свидетелями триумфа немцев стали многие парижане, в том числе, Габриэль Бонёр Шанель, которую весь мир знал как дизайнера и модельера одежды Коко Шанель.

Коко закрыла свой модный дом и все магазины сразу после начала войны. Модельер собиралась «просто переждать» ужасные события, но уже в июле 1940 года война ворвалась в ее семью.

Шанель узнала, что ее любимый племянник Андре Палас, военнослужащий французской армии, попал в плен к немцам. Помочь молодому человеку могла только Коко — человек с мировым именем.

Кроме того, у Шанель были хорошие знакомые среди немцев. Так, еще до войны модельер часто общалась с атташе посольства Германии бароном Гансом Гюнтером фон Динклаге.

Шанель отправилась к Динклаге в офис и попросила его посодействовать.

44-летний Ганс Гюнтер был весьма обрадован увидеть давнюю знакомую, с которой он уже и не чаял когда-либо встретиться.

Несмотря на то, что Коко Шанель в ту пору исполнилось 56 лет, она сохраняла и красоту, и харизму, и неизменный парижский шарм.

Ганс Гюнтер показался Коко не тем вежливым и скромным немецким молодым человеком, каким он был раньше. Герр Динклаге вел себя хоть и вежливо, радушно, но с явным осознанием своего превосходства, своей власти.

Немец намекнул, что он сделает все возможное для освобождения парня, но взамен ему нужно свидание с Коко.

Шанель согласилась: во-первых, она еще до встречи с фон Динклаге понимала, что от нее могут потребовать; во-вторых, Ганс Гюнтер фон Динклаге был молодым, высоким, весьма симпатичным мужчиной, которому, по выражению Коко, «в тот момент принадлежала вся Франция».

Ганс Гюнтер позвонил «куда следует», надавил на нужные рычаги.

Племянник Коко вышел на свободу, а сама она переехала в шикарную квартиру фон Динклаге в центре Парижа.

Шанель не считала нужным скрывать свой роман с нацистом: дело в том, что среди парижанок это тогда не считалось чем-то зазорным. Романы с Гансами и Фрицами крутили многие девушки и женщины, взамен получали новые чулки, красивые платья, шляпки, вкусную еду и интересные развлечения. Для таких красавиц во Франции даже придумали название — «горизонтальные сотрудницы».

Коко появлялась с Гансом Гюнтером на различных приемах, ходила с ним в кино, сидела в ресторанчиках на Монмартре.

Однако Коко и Ганса Гюнтера связывали не только любовные отношения. В сохранившемся досье было написано, что барон фон Динклаге завербовал Шанель, и та стала работать на Абвер.

Коко была весьма полезным агентом. У женщины-модельера, в недавнем прошлом состоявшей в отношениях с Хью Ричардом Артуром Гровенором, 2-ым герцогом Вестминстером, были обширные связи в Великобритании, которыми немцы жаждали так или иначе воспользоваться.

Шанель поставляла Третьему Рейху важнейшую информацию как из Франции, так и из Британии. Согласно утверждению историка Хэла Вогана, Коко участвовала и в шпионских миссиях Абвера.

В ноябре 1943 года, когда на Восточном фронте у Вермахта возникли тяжелые проблемы, Коко получила свое главное задание — установить контакт с премьер-министром Британии Уинстоном Черчиллем.

С главой британского правительства Коко была знакома через все того же герцога Вестминстера. Фон Динклаге был уверен, что его любовнице удастся выйти на Черчилля и уговорить его согласиться с принципами секретных переговоров Гитлера с англичанами.

Операцию, получившую название «Модельхут» («Модная шляпа») курировал Вальтер Шелленберг.

Коко отправилась в Мадрид, где должна была встретиться с Черчиллем, задержавшимся в Испании по дороге с Тегеранской конференции. Фон Динклаге сопровождал любовницу.

Поездка щедро спонсировалась немцами: Коко получила огромную сумму, и могла в Мадриде ни в чем себе не отказывать.

Пара поселилась в «Рице». Через несколько дней Шанель отправилась в британское посольство, где у нее состоялась встреча с сэром Сэмюэлем Хором. Хор сообщил Коко, что сэр Уинстон Черчилль болен и не сможет ее принять. Медицинской документации о болезни премьера не сохранилось, так что нельзя исключать, что Черчилль просто не захотел встречаться с немецкой шпионкой.

Операция «Модная шляпка» провалилась: Коко и Ганс Гюнтер вернулись в Германию. После этой неудачи отношения в паре разладились: похоже, барону фон Динклаге женщина больше не была интересна. Француженка и немец расстались.

25 августа 1944 года Париж был освобожден от гитлеровских оккупантов. На улицах города тут же началось твориться форменное безумие.

Мужчины, которые в 1939-ом отказывались брать в руки оружие и воевать с немцами, устроили настоящую охоту на женщин, которые вступали с оккупантами в отношения.

Коллаборанток прилюдно брили на улицах и площадях.

Тут же стали раздаваться голоса — почему не была побрита Коко Шанель, которая открыто жила с немцем. Голоса эти звучали все громче и громче, до тех пор, пока одна из побритых француженок, Люси Бертран, не задала этот вопрос толпе экзекуторов.

Вопрос подхватила пресса, и власти были вынуждены действовать. Коко Шанель была арестована по обвинению в коллаборационизме.

Помощь кутюрье оказал все тот же Уинстон Черчилль. Британский премьер посоветовал новым французским властям «по-тихому» выпустить Шанель на свободу, а затем выпроводить ее из Франции.

Так и было сделано. Коко уехала в Швейцарию.

Эту страну модельер выбрала не случайно. Дело в том, что в швейцарской Лозанне с 1944-го года скрывался ее бывший любовник барон фон Динклаге.

Коко и Ганс Гюнтер воссоединились, страсть вспыхнула с новой силой.

Динклаге к тому времени был совершенно разорен, и Шанель взяла на себя его содержание. Более того, когда из тюрьмы вышел Вальтер Шелленберг, Коко оказывала и ему финансовую помощь. После смерти Шелленберга в 1952 году в Турине модельер взяла на себя расходы на его похороны.

В 1953 году Коко вернулась в Париж, не оборвав окончательно связи с Динклаге: любовники регулярно встречались еще пару лет.

Во Франции 71-летняя Шанель представила свою новую коллекцию, но мир высокой моды принял ее холодно: все помнили о поведении Коко во время оккупации.

Слава вернулась к Коко через три сезона, когда «выстрелил» ее твидовый костюм — узкая юбка и жакет без воротника, обшитый тесьмой. В салонах Шанель снова было не протолкнуться, а о том, что модельерша заслуживала того, чтобы быть прилюдно обритой налысо, французы предпочитали не вспоминать.

С Шанель начали сотрудничать звезды Голливуда, и даже сама Жаклин Кеннеди.

10 января 1971 года в отеле «Риц» в Париже у 87-летней Коко Шанель случился сердечный приступ: врачи пытались ей помочь, но были бессильны. Похоронили великую женщину-кутюрье на кладбище Буа-де-Во в швейцарской Лозанне.

Фон Динклаге, кстати сказать, к тому моменту давно уехал из Лозанны. Бывший чиновник НСДАП и секретный агент Министерства пропаганды Третьего Рейха жил на испанской Мальорке, где и умер в 1974 году в возрасте 78 лет.

Оцените статью
«Почему вы не обрили налысо Коко Шанель?»
«Жених в наследство»