Грубые желания

«Я и в опале княжна, а ты и когда власть надо мной имеешь, все равно холоп!» — еще вчера она была государевой невестой, а теперь безродный мужик смеет ей о своих грубых желаниях шептать и касаться белых плеч грубыми грязными руками.

Екатерина Долгорукова во всем винила отца и брата. Она никогда не желала участвовать в их играх, но покорилась родительской воле. И где они теперь, в далеком холодном Берёзове, куда ранее ее батюшка сослал своего соперника князя Меншикова. Теперь на одном кладбище упокоился и Александр Данилович, и его враг Алексей Долгоруков. А она-то молодая и красивая, жива! За что ей-то это все!

Семнадцать лет было Екатерине Алексеевне, когда ее объявили «ее высочеством государыней-невестой» малолетнего императора Петра II. До этого у тринадцатилетнего царя была другая невеста, Мария, дочь Меншикова. У красавицы отобрали царский перстень, конфисковали драгоценности и платья, даже меховые шубы, а они ох как пригодились бы в сибирской ссылке.

И на простом возу повезли всю семью Меншиковых в Берёзов. Долгоруковы ликовали, пришло их время! Брат Екатерины Иван Долгоруков был лучшим другом молодого царя, пользовался его безграничным доверием и любовью.

Нетрудно было устраивать так, чтобы Катя постоянно была рядом, и она, как и было приказано, улыбалась, кокетничала, развлекала будущего супруга. Брат учил ее потакать любым грубым желаниям юнца. Он сам учил его безудержно пить и водил в веселые дома, знакомил с грубыми желаниями.

Будь ее воля, Екатерина не выбрала бы в мужья мальчишку. У нее был иной амурный интерес, австрийский посланник граф Миллезимо шептал ей на ушко нежные слова, от которых таяло девичье сердечко. Графа выслали из страны, чтобы не мешал Долгоруковым устраивать судьбу государства.

*

Стать женой государыня-невеста не успела. Все уже было готово к свадьбе, роскошное платье из серебряной ткани, ушитое бриллиантами и кружевами, уже ждало своего часа, но Петр II заболел оспой и вскоре скончался. Князь Долгоруков подготовил завещание в пользу «государыни-невесты». Иван Долгоруков имел «одну руку с государем» и часто за него подписывал бумаги, но тут рука дрогнула, не взял греха на душу.

А когда корону Российской империи надела на голову Анна Иоанновна, Долгоруковых сослали в Берёзов. И все повторилось, как с Меншиковыми, конфисковали драгоценности и деньги, лишили чинов и имений, оставили самое скромное платье. По доброте оставили государыне-невесте старую шубу из овчины, чтоб не померзла в дороге.

Осталась депеша саксонского посланника: «Девственная невеста покойного царя счастливо разрешилась в прошлую среду дочерью<…>». Правда то или слух… Судьба ребенка неизвестна. Отныне никто уже не называл Екатерину государыней невестой, стала она «разрушенной невестой».

Четыре с половиной года прожили Долгоруковы в Берёзове. Отец и мать скончались по болезни, надзор над ними ослабили, брат Иван стал пить по-черному. Однажды к Катерине пристал с грубыми желаниями его приятель, таможенный подьячий Тишин.

Пришлось офицеру вступиться, и Тишина избили. Он не простил кулаков и гордых слов: «Я и в опале княжна, а ты и когда власть надо мной имеешь, все равно холоп!». И вот уже полетел в Санкт-Петербург донос на Долгоруковых, якобы заговор замышляют против государыни императрицы.

Следствие велось с применением пыток, и заговор был доказан. Ивана Долгорукова жестоко казнили, других братьев Долгоруковы отправили на поселения в разные сибирские города, а сестер по монастырям. Государыню-невесту определили в Рождественский девичий монастырь в Томске. После пострига держали ее в темной келье, всегда под надзором караульного солдата.

Без постороннего лица княжне не дозволялось даже переменить белье. Иногда в виде развлечения Долгоруковой дозволяли взойти на монастырскую колокольню – полюбоваться открывавшимся видом Томска. Гордая княжна не жаловалась, не молила о снисхождениях.  В наказание за ее гордость приказали даже окно забить, и жила она в полной темноте целый год.

В 1741 году на престол взошла императрица Елизавета Петровна. Новая государыня вернула из ссылки многих своих друзей, была среди счастливиц и Екатерина Долгорукая, и ее сестры, и выжившие братья. Одиннадцать с половиной лет провели они в ссылке.

В 1745 году Екатерина Алексеевна по высочайшему повелению вышла замуж за графа Александра Романовича Брюса. Ей исполнилось уже тридцать три года. Прожила она недолго, хотя точная дата смерти не установлена. По разным сведениям, она скончалась в том же году, когда вышла замуж, или в 1747 году.

Оцените статью
Грубые желания
«Не противен ли я Вам?» — уточнил жених