Любовница австрийского министра и жена русского князя, шпионка и светская львица — она была всем сразу. Ее называли «Белой кошкой», «Русской Андромедой» и «Обнаженным ангелом», неизменно отдавая должное ее невероятной красоте. Екатерина Багратион балансировала на грани бесстыдства, чем зачаровывала и сводила с ума.
До замужества Екатерина Павловна носила фамилию Скавронская, приходясь внучатой племянницей самому Светлейшему князю Потемкину. Впрочем, и более близкая родня не подвела – отец служил посланником в Неаполе, мать стала фрейлиной Екатерины II и пользовалась благосклонностью побочного сына императрицы, графа Бобринского.
Семья жила роскошно. С юных лет Екатерина Скавронская привыкла к блеску огромных бриллиантов, которыми в буквальном смысле осыпали ее мать. Самые невероятные дары поступали от дяди, князя Потемкина, который, как поговаривали, относился к племяннице не совсем по-родственному.
Так или иначе, но когда семнадцатилетняя Екатерина поступила на службу ко Двору их императорских величеств, у графини Скавронской было в распоряжении изрядное состояние.
Ее судьбу решил случай. Влюбленная в Павла Палена, девушка попалась на глаза императору Павлу I, а тот, как на грех, подыскивал невесту для… князя Багратиона. Поступил высочайший приказ: жениться.
Графиня Скавронская упала в обморок от этого известия, поскольку немолодой и некрасивый князь вовсе не был похож на героя ее романа. Но кто мог возразить Самому? 2-го сентября 1800 года молодых обвенчали в церкви Гатчинского дворца.
Генерал Ланжерон в своих воспоминаниях писал, что невеста была хороша, как ангел: яркие огромные глаза, чувственные губы, изящные черты лица, водопад золотых волос и стройный стан… Грубоватый Багратион рядом с ней казался кем-то лишним.
Были ли они счастливы? Ни единого дня. Новоявленная княгиня Багратион тяготилась своей ролью, супруг чувствовал неловкость, у Екатерины появились поклонники, а в князя влюбилась Катиш, родная сестра императора Александра I.
Невольный брак, совершенный по прихоти Павла Первого, оказался полным провалом. Так что мало кого удивило, когда в 1805 году княгиня Багратион уехала в Европу, оставив мужа в одиночестве.
Перед ней расстилался огромный мир, и не было ни единой преграды – ведь она была так богата и так молода! Екатерина Багратион колесила по Европе, везде встречая благосклонный прием. Она умела нравиться, обладала прекрасным чувством юмора, легко поддерживала беседу на любую тему… Эту красавицу охотно приглашали повсюду.
Она завораживала и покоряла, она появлялась в столь откровенных нарядах, что вскоре ее стали называть «обнаженный ангел» — за особое пристрастие к муслиновым платьям, тончайшим, облеплявшим фигуру как вторая кожа. И непременно белым! В таких нарядах княгиня Багратион выглядела… нагой!
Австрийский министр иностранных дел, князь Меттерних, был сражен наповал, когда увидел княгиню. Их бурный роман обсуждала вся Европа, а еще более – рождение их общей дочери Клементины. Разумеется, Екатерина Багратион обосновалась в Вене, и вскоре создала собственный модный салон, в котором собирались виднейшие люди того времени.
Княгиня не преувеличивала, когда говорила, что в курсе всех самых важных политических тайн Европы. И именно она, как поговаривали впоследствии, склонила австрийцев войти в коалицию против Наполеона.
Что же законный муж? Положение его было двусмысленным, поэтому Багратион задумался о разводе. Однако императорская воля вмешалась снова – супругам было рекомендовано помириться, так что даже Клементину князю пришлось признать как свою дочь. Мощнейший удар по самолюбию и чести. А в 1812 году Багратиона не стало – он погиб во время Бородинского сражения, как герой, и Екатерина стала вдовой.
Но то была веселая вдова. Она продолжала крутить романы: то с прусским принцем, то с саксонским дипломатом, то с английским лордом. Красота ее была бесподобна, о чем оставил свое свидетельство великий Гете, которому посчастливилось познакомиться с мадам Багратион.
Победа над Наполеоном изменила расстановку сил в Европе. Повсеместно проходили пышные русские балы, на которых блистали император Александр и его приближенные. Кто же был жемчужиной Венского конгресса? Конечно, Екатерина Багратион! Но она не только танцевала и веселилась: российский государь вел с ней длинные беседы, получая ценнейшие сведения обо всех политических интригах.
Но Вена наскучила Екатерине. После она подалась в Париж, и успела наделать шуму и там – опять же своими чувственными нарядами, своей красотой и легкомыслием. В особняке на Елисейских полях она принимала Гюго и Бальзака, уцелевшую после революции аристократию и …тайных посланников Петербурга. Обмен информацией продолжался.
Клементина впоследствии вышла замуж, под венец отправилась и княгиня. В 1830-м году, в возрасте 47 лет, она вышла за английского лорда Хоудена. Супруг был младше Екатерины на 16 лет и быстро разочаровал ее. Этот человек оказался слишком поверхностным и самолюбивым, вдобавок, он принял всерьез мимолетный интерес к нему английской королевы Виктории. Княгиня Багратион решительно уехала от Хоудена, как прежде от первого мужа.
Время шло и не щадило ее. Любительница танцев к старости лишилась возможности передвигаться, и ее возили в специальном кресле. Какие уж тут балы… Возвращаться на Родину она не собиралась, потому как большая часть ее жизни прошла в дали от Петербурга. Да и кто бы ждал ее там?
Умерла княгиня в Венеции, и там же была похоронена. История ее жизни, конечно же, была хорошо известна графу Льву Толстому, и есть предположение, что именно княгиня стала одним из прототипов Элен Безуховой.
Да, вы еще не забыли про первую любовь Екатерины? Про Павла Палена? Он женился в том же году, в котором сыграли свадьбу супруги Багратион. И его избранницей стала…родная сестра Екатерины, Мария Скавронская.