Три мужа и все императоры

Первый брак принцессы не удался от слова «совсем». Зоя летела по волнам Средиземноморья навстречу своему счастью с молодым императором, но в одном из портов выяснилось, что нареченный уже умер. Тут впору кричать: «Все пропало!». Как бы ни так. Девушка вернулась в родные края и все-таки стала императрицей.

Зоя была одной из трех дочерей византийского императора Константина VIII. Он овдовел и мог жениться еще раз, чтобы получить сына-наследника, но делать этого не захотел. Придворные шептались: «Вот чудак!», а император просто любил свою покойную жену.

Но на престол должен был взойти мужчина! И где его взять? Тогда император придумал: он выдаст замуж своих дочерей, и кто-нибудь из зятьев наверняка окажется смышленым парнем. И он сделает это… когда-нибудь потом. Торопиться некуда.

Ожидая, пока решится ее судьба, Зоя коротала время за двумя занятиями: принимала любовников и изготавливала косметику. Преуспела и в том, и в другом. Девушка она была молодая, красивая, кровь – горячая. Что же попусту время терять? Поклонники ходили за ней толпой. Историк Михаил Пселл описывал, что дочь императора была удивительно белокожей, с огромными глазами и длинными русыми волосами.

Кожа Зои буквально сияла. Византийские дамы открыто завидовали: ни покраснений у нее никаких, ни высыпаний, ни морщинки завалящей… А принцесса, оказывается, по ночам листала старые справочники и вычитывала рецепты снадобий. Некоторые придумывала сама. Она устроила рядом со своими покоями настоящую косметическую лабораторию!

Чего в ней только не было: кремы для лица и тела, маски для ухода за кожей, бальзамы для волос и специальные средства против ломкости ногтей. Бренд «Зоя Порфирородная» работал только на дочь императора. Жаль, между прочим. Могла неплохо заработать.

Отец опомнился, когда наступил 1028 год. Император был при смерти, а его дочери изрядно подросли. Да так, что Зое уже исполнилось 50! Одна из принцесс умерла, осталась еще Феодора, и вот она замуж пойти не пожелала.

А Зоя была не против, поэтому ее выдали за префекта Константинополя (по-нашему, мэра) Романа Аргира. Свадьба состоялась 12 ноября 1028 года, и спустя три дня император спокойно отошел в мир иной.

Роман Аргир и Зоя стали императором и императрицей. Занятно, что новый владыка Византии решил родить наследника! Да-да, он знал, что его супруге полвека. Но Зоя так хорошо ухаживала за собой, казалась такой юной… Начали стараться, но из этого, конечно, ничего не вышло. Биологические часы не обманешь.

Разочарованный император решил поискать счастья в объятиях второй сестры. Но Зоя сразу обо всем узнала и в страшном гневе отправила Феодору в монастырь. Супруга своего грубо обозвала, от покоев своих отлучила и начала снова принимать воздыхателей. У принцессы их было немало, а у императрицы стало еще больше.

А Роман Аргир начал потихоньку «сдавать». Вполне допустимо, что его травили – такая версия широко обсуждалась еще в одиннадцатом веке. Скончался он в апреле 1034 года. Свободная Зоя в ту же ночь позвала патриарха Алексея и потребовала обвенчать ее с возлюбленным по имени Михаил. Так брат евнуха оказался на престоле под именем Михаил IV.

Императору было 24 года, а его жене уже 56. Если поначалу Михаил и делал вид, что страстно влюблен, то постепенно игра ему надоела. Ведь он добился желаемого! Зоя оскорбилась: это же она вознесла паренька.

А Михаил вошел во вкус власти – он начал сорить деньгами, дарить родственникам посты и дворцы, при этом свою жену он запер в ее же спальне и запретил кому-либо приближаться к ней без его личного распоряжения. Под нажимом Михаила Зоя усыновила его племянника, чтобы тот мог впоследствии унаследовать трон.

Но бог шельму метит. Михаил заболел и 10 декабря 1041 года умер.

Ради мира и спокойствия в государстве советники уговорили Зою признать усыновленного Михаила Калафата императором. А тот только этого и ждал! Свою «тетушку» он быстро арестовал и сослал на остров Принкипо.

Но тут вмешался народ. И как вмешался! В Константинополе начался бунт, а патриарх Алексей громко возвещал, согласно записям византийского историка:

— Где ты, наша законная госпожа? Как мог поднять на тебя руку безродный пес?

Женщины Константинополя собрались огромной толпой, и пошли на штурм императорского дворца! Такого прежде еще никто не видел… Пришлось самозванцу удирать из столицы.

Зою вернули, и одновременно привезли в Константинополь ее сестру. Собравшемуся Совету предстояло решать: кто будет править теперь? Обе женщины или одна из них? С 21 апреля 1042 года официально считалось, что у власти в Византии стоят две императрицы.

Но Зоя помнила давнюю обиду. Разделять власть с сестрой? Нет уж. Императрица решила снова выйти замуж, чтобы у государства появился правитель. Она выбрала человека из числа своих давних любовников – Константина Мономаха. В июне отпраздновали венчание, и Константин сразу надел корону.

По сути, это был договорной брак. Константин очень уважительно относился к супруге, но интимных отношений между ними не было. У императора имелась официальная любовница, и Зоя против этого ничуть не возражала.

Более того, Зоя устала. Она уже была пожилой женщиной. Править она разрешала Константину, а сама увлекалась нарядами и тихими посиделками с подругами. Со временем стала более религиозной, начала активнее заниматься помощью бедным, посещала узников в тюрьмах, раздавала щедрую милостыню.

Умерла императрица в 1050 году. И поскольку возле ее гробницы стали происходить чудеса, то Константин Мономах даже решил причислить ее к лику святых. Церковь не стала рассматривать его заявку – если в последние годы жизни Зоя и вела праведную жизнь, все помнили ее три брака и многочисленных любовников.

Биографию Зои подробно описал историк Михаил Пселл.

Оцените статью