Королева-вне-закона

…плохие новости приходят быстро: королева Агнесса уже спустя несколько часов узнала, что ее любимый супруг отрекся от нее, и провозгласил своей женой и королевой Франции когда-то изгнанную им Ингеборгу Датскую. Теперь ее положение запуталось вконец. Верная супруга, венчанная в церкви, Агнесса превратилась в королеву-вне-закона…

Немецкие герцоги Меранские не могли пожаловаться на судьбу: глава семьи, Бертольд IV, был знаменосцем имперской армии в Третьем крестовом походе, уважаемым императором Священной Римской империи, и достаточно богатым человеком. Его девять детей делали кто военную, кто духовную, кто светскую карьеру, а дочь Ядвига вышла замуж за силезского принца, и в скором времени могла получить польский трон.

Агнесса была шестым ребенком. Она родилась в 1175 году и, по отзывам современников, оказалась самой красивой из всех своих сестер. Матушка позаботилась о ее достойном образовании: девочка с малых лет отлично говорила на пяти языках. Это было мудрым решением, ведь европейские политические карты тасовались так часто! А значит, найти свою судьбу Агнесса могла где угодно…

Но судьбе было угодно, чтобы она привела ее во Францию. В 1194 году король Филипп II Август подыскивал себе жену. Он уже был вдов и однажды разведен, на 10 лет старше Агнессы. Такие мелочи, разумеется, никого смутить не могли – ведь это король!

Предпочтение отдавалось немецким принцессам, и неспроста. Французский государь искал сторонников, которые могли бы помочь ему противостоять Ричарду Львиное Сердце. С королем Англии он враждовал и соперничал уже много лет.

Во-первых, из-за того, то Ричард когда-то отверг его сестру Адель, о чем я писала в статье Принцесса-выйди-вон. Во-вторых, имелось множество нерешенных политических и территориальных вопросов. Усилить свое влияние в Европе Филипп II мог только через женитьбу.

Но семейство Гогенштауфен, куда изначально засылали сватов, ответило отказом. Их очень смущал странный развод короля Филиппа с датской принцессой. Это был настоящий скандал на всю Европу: провел с девушкой одну брачную ночь и отослал ее вон. Папа Римский поддерживал притязания отвергнутой королевы, а Гогенштауфены не хотели ссориться с понтификом.

Проект брака с дочерью герцога Меранского подсказал королю архиепископ Гийом. Девушке исполнилось двадцать, она славилась красотой, и многочисленная родня, при случае, могла оказать поддержку королю Филиппу.

1 июня 1196 года французский король Филипп II Август женился на красавице Агнессе Меранской. Молодая государыня сразу влюбилась в своего супруга, и не сводила с него восторженного взгляда. Да и Филипп выглядел довольным. В качестве «утреннего дара» он преподнес новой жене несколько замков и крепостей.

Отвергнутая жена Ингеборга уже обращалась в Рим с просьбой о заступничестве, и написала повторно. Папа Целестин потребовал расторгнуть брак Филиппа и Агнессы, но король ответил отказом. Агнесса же была беременна, и французский правитель очень ждал сына: его старший, Людовик, отличался крайне слабым здоровьем, поэтому еще один наследник был крайне желателен.

Но в 1198 году, к разочарованию Филиппа II, королева Агнесса родила дочь. И в том же 1198 году, новый папа Иннокентий III также потребовал развода короля и королевы.

Дело в том, что Филипп был полностью уверен в своей правоте. Его развод с Ингеборгой поддержала ассамблея епископов, со второй женой он никогда не жил (если не считать их единственной ночи), кроме того, его советники убедились в наличии родства между датчанкой и первой женой короля. Иными словами, французский король не просто «бодался с папой», а отстаивал вполне разумную точку зрения.

Да и Агнесса была снова беременна! Но 13 января 1200 года папа Римский отлучил от церкви… всю Францию.

Для человека, жившего на рубеже 12-13 веков интердикт – поистине страшное явление. Церкви были закрыты. Их разрешалось открывать исключительно для крещения младенцев и однажды в пятницу на рассвете, для единственной мессы.

Умерших нельзя было хоронить на церковных кладбищах. Но других просто не существовало! Причастие получали лишь больные, а священникам можно было слушать исповедь только за порогом храмов…

Тринадцать французских прелатов выразили протест против папского отлучения, но шесть признали его. Возмущение в народе нарастало, ибо упрямство короля в отношении какой-то немецкой принцессы большинству было непонятно. Но зато оно наносило урон всем остальным!

Агнесса родила сына в 1200-м году, которого с любовью назвала в честь отца – Филиппом. А король Франции отправился в это же время за своей изгнанной женой, чтобы привезти ее в королевский замок Сен-Леже-ан-Ивелин.

Папе было отправлено послание: король раскаялся в своем распутстве и более не будет поддерживать отношений с Агнессой Меранской, его развод с Ингеборгой — фикция, а значит, новый брак недействителен. Конечно же, до сведения Агнессы эту новость сразу же донесли.

Несчастная молодая женщина не понимала, как ей себя вести. Она-то была ни в чем не повинна! Пытаясь сдержать слезы гнева и отчаянья, Агнесса написала королю. Надежды не было, но Филипп все же приехал к ней. Он сообщил, что папа Римский снимает отлучение, и положение Ингеборги останется прежним. Король клялся, что более не прикоснется к датчанке.

Уловка сработала только наполовину. Папе Иннокентию быстро сообщили, что Филипп II лишь сделал вид, что вернул Ингеборгу, а на самом деле, продолжает навещать Агнессу Меранскую. Возмущенный понтифик пригрозил королю новым отлучением, и на этот раз Филипп сдался.

Король просил у папы одного: не отсылать Агнессу до родов, потому что его королева-вне-закона беременна третьим ребенком. Молодой женщине разрешили остаться в Пуасси, при ней находились все ее слуги, драгоценности, никто не требовал от нее вернуть «утренний дар», но ее будущее было туманно.

А Филипп II, на глазах у всех, посадил Ингеборгу на своего коня и, нежно обнимая левой рукой, лично отвез ее в Этамп. Посланник папы был удовлетворен: супруги явно демонстрировали примирение.

Потрясенная этой демонстрацией единения, Агнесса снова писала королю, но он не отвечал и не спешил ехать к ней. Теперь с Меранской герцогиней было покончено, слишком большие неприятности сулил такой союз. В ужасном душевном состоянии, королева почувствовала приближение родов.

В ночь с 18 на 19 июля Агнесса родила сына Тристана, но умерла, едва услышав крик своего ребенка. Младший сын короля Филиппа прожил всего несколько часов.

Даже после смерти Агнессе отказали в королевских почестях – ее похоронили в монастыре Сен-Корантен, а не в Сен-Дени, как настоящую королеву. Двоих детей, которых она родила в браке с французским королем, папа Римский, правда, узаконил по всем правилам.

А Филипп II Август, из-за которого так страдала Агнесса Меранская, царствовал еще 22 года. Больше он никогда не был женат. Но и с Ингеборгой, по сути, он никогда не жил.

Оцените статью
Королева-вне-закона
Ради самого дорогого