У замочной скважины пришлось подглядывать недолго. Великий князь стянул с жены рубашку и тут же захрапел. Краузе выпрямилась, в ее-то годы заниматься подглядками уже не пристало.
На утро императрица Елизавета Петровна вызвала к себе камер-фрау и потребовала подробного отчета. Услышанным она осталась недовольна, жених слишком много выпил и сильно устал. Первая брачная ночь Петра Федоровича и Екатерины Алексеевны не удалась. Ну да будут еще, оба молодые, дело сладится. Рождение наследника – единственная цель данного союза.
Ждать императрице пришлось долго, целых девять лет. И все это время она искала виноватых.
Елизавета Петровна сама не была замужем и детей не имела. Но о наследнике решила позаботиться заранее, а потому выписала из немецкого герцогства племянника, сына любимой своей сестры Анны. Внук Петра I должен был унаследовать корону Российской империи, но Елизавета Петровна была сильно разочарована. Наследник оставался совершенно равнодушным к своей новой родине.
Когда пришло время женить Петра Федоровича, невесту ему тоже выбирала тетушка-императрица. Только одного она желала, чтобы родился у него сын, а уж тогда она воспитает будущего императора по-своему.
На роль матери будущего российского императора выбрана была принцесса Софья Фредерика Августа Доротея Ангальт-Цербстская, в православии ставшая Екатериной Алексеевной.
После первой брачной ночи Елизавета Петровна допросила приставленную к молодоженам камер-фрау Краузе и осталась недовольна. Прошел еще месяц, а великая княгиня все еще оставалась девицей. Тогда императрица решила искать виноватых.
Начались аресты. Был арестован и посажен в Петропавловскую крепость камердинер Петра Федоровича Густав Румберг вместе со всей своей семьей. Его пытали на дыбе, добиваясь признания – отчего бесплоден брак великого князя и кто виновен в том.
Арестовали и допрашивали с пристрастием и лакея-поручика А. Г. Чернышева. Винили его в разговорах, не способствующих разжигании в великом князе желания иметь детей. Арестованы были все лакеи Петра Федоровича, камердинер, лакей, что приносит кофе, пажи и даже карлик для развлечений. В конце концов было выбито признание, что великий князь умышленно не желает иметь детей.
Петр Федорович понимал, родись наследник, жизнь его будет стоить недорого. А потому избегал супружеской спальни, чем доводил тетушку до белого каления.
От великой княгини Екатерины Алексеевны удалили нескольких фрейлин, в том числе Марию Петровну Жукову, и всех красивых молодых людей. Оставшиеся в свите должны были постоянно напоминать Екатерине, что ее наипервейшая обязанность – рождение ребенка. Была даже составлена специальная инструкция для знатной дамы, обучающий материал, так сказать.
Краузе продолжала шпионить, но с ней Екатерина Алексеевна научилась бороться – заметив, что камер-фрау имеет склонность к веселящим напиткам, великая княгиня при любой возможности оставляла ее в обществе графинчиков.
Тогда императрица прислала на смену Краузе обер-гофмейстерину Марию Чоглокову. Мария и ее супруг Николай должны были демонстрировать великокняжеской чете пример счастливого супружества.
В 1750 году Елизавета Петровна повелела прислать к великой княгине акушерку, а к Петру Федоровичу врача, чтобы установить, кто же из них повинен в бесплодии. В результате Петру Федоровичу была сделана операция.
Только в 1754 году, спустя девять лет после первой брачной ночи, Екатерина Алексеевна родила сына Павла.
Длительное ожидание рождения наследника породило и многие легенды. В частности, одна из них была очень популярна в народе, якобы великая княгиня родила мертвого ребенка, но его тайно подменили на чухонского мальчика из деревни Котлы, а всю деревню переселили в Сибирь.