Живая покойная леди

Весной 1474 года английский парламент принял решение: признать покойной леди Анну Бьючамп. Это было сделано, чтобы избежать сложностей при передаче законным отпрыскам немаленького наследства знатной леди. Да вот только Анна на тот момент жила и здравствовала. Вопреки всем постановлениям парламента!

Все началось за несколько десятилетий до этих событий. В 1436 году два знатных семейства – Бьючамп (некоторые предпочитают называть эту фамилию на французский манер – Бошан) и Невилл заключили браки между своими детьми.

Два мальчика и две девочки, потому что союз планировался двойным, поженились в Абергавенни, и, разумеется, долгое время это было просто формальностью. По-настоящему, как мужья и жены, эти пары начали жить гораздо позже.

У новообразованных семейств стали рождаться дети: у Анны и ее мужа – дочери, Изабелла и Анна, у второй пары – единственная дочь.

Но случилось так, что смерть постепенно унесла членов одного семейства, и их права, титулы, поместья, перешли к родне, в данном случае – к Анне и Ричарду Невилл. Молодые супруги превратились в богатейших людей английского королевства и теперь официально именовались графом и графиней Уорик.

Этот дом жил на широкую ногу. Гостей принимали в таком количестве, что для обычного повседневного обеда требовалось приготовить пять коровьих туш. Глава семейства, Ричард Уорик, был полностью поглощен политическими делами. Это его впоследствии прозвали «делателем королей», за то, что он помогал сначала Эдуарду IV, затем Генриху VI.

Двум своим дочерям Анна и Ричард готовили блестящее будущее. И оно полностью зависело от расстановки политических сил: поэтому Изабеллу выдали замуж за брата короля Эдуарда, а Анну, чуть позже, за сына короля Генриха. По сути, две сестры оказались в двух враждующих лагерях. А их отец поддерживал то один, то другой.

Впрочем, недолго. Первый муж Анны-младшей (чтобы не возникло путаницы, давайте именовать ее так), скончался, ситуация в Англии снова переменилась, и вот уже молодая вдова снова идет под венец – с еще одним братом короля Эдуарда. Теперь обе дочери Анны Бьючамп были замужем за двумя принцами из одного рода Йорков.

Ричард Уорик к тому времени умер. Все огромное наследство семьи могли поделить между собой три женщины: вдова, Анна Бьючамп, да две дочери-принцессы, Изабелла и Анна-младшая. И вот здесь разыгралась настоящая драма, потому что мужья каждой из наследниц мечтали урвать кусок побольше.

Естественно, что главной преградой была вдова. Ей еще не было пятидесяти, она считалась привлекательной женщиной, и, вопреки распространенным убеждениям о средневековье, еще вполне могла выйти замуж. Это понимал и король Эдуард IV.

И у него возникли два желания: во-первых, отыграться на вдове человека, его предавшего (Уорик менял лагеря, как мы помним), во-вторых, держать имущество Невилл-Уорик поближе к короне. Значит, желательно, чтобы Анна Бьючамп ничего не получила.

Женщину попытались удержать в монастыре. А для верности в 1474 году английский парламент признал ее… покойной!

Что же дочери, спросите вы? Изабеллу традиционно считают более алчной, и она, якобы, не вступилась за мать. Вскоре, кстати, Изабелла умерла, а ее мужа казнили. Что до Анны-младшей, то она, с помощью своего мужа, наоборот, добилась освобождения для Анны Бьючамп и перевезла ее в свой дом.

Английская история в те времена постоянно совершала крутые виражи. Король Эдуард IV умер, ему наследовал муж Анны-младшей, и вот он вернул теще некоторые из принадлежащих ей поместий. Немного, но лучше, чем ничего.

Но и Ричард III, король, который был женат на Анне-младшей, недолго продержался у власти. На престол взошли Тюдоры. И вот при этом следующем короле Анна Бьючамп попробовала добиться справедливости – получить свое законное наследство – но и тогда ей этого не удалось. Она умерла в 1492 году, став единственной женщиной в английской истории, которую еще при жизни признали покойной.

Оцените статью