Умница и красавица, как её называл модельер Зайцев, она блистала на подиумах в Париже и даже сумела очаровать Пьера Кардена. Советская модель Регина Збарская наслаждалась своей профессией и богемной жизнью.
Вот только Регина едва ли осознавала, что молодость не вечна, а прекрасные внешние данные вовсе не гарантируют счастливой жизни. Итак, каким же был взлёт самой знаменитой советской модели? Отчего на родине практически не замечали Збарскую? И почему женщина решила свести счёты с жизнью?
Очаровательная девочка
В 1935 году в семье отставного офицера Николая Колесникова родилась дочь, которую счастливые родители решили назвать редким именем Регина. Кстати, в переводе оно означало «царица», и многие почитатели таланта Збарской считают, что в некотором роде это имя повлияло на её судьбу. Колесниковы жили в Вологде и были достаточно обеспеченной семьёй.
Интересно, что сама Регина крайне редко рассказывала о своей семье. Более того, порой она сочиняла настоящие небылицы. Например, говорила, что её родители работали в Ленинградском цирке и погибли во время исполнения очень опасного трюка.
Правда, люди, лично знавшие Регину Колесникову с детства, говорили совершенно другое. Зачем она врала? По всей видимости, ей не нравилось вспоминать об обыденной провинциальной жизни, которую она вела до того, как оказалась в богемной среде. Может быть, она просто опасалась, что к ней будут относиться как к простушке из глубинки, что едва ли могло нравиться девушке.
Становясь старше, Регина начинала понимать, что обладает очень яркой внешностью, а красота может стать залогом ей будущего успеха. Выразительный взгляд, чувственные губы, белая кожа и густые тёмные волосы – она заметно выделялась среди ровесниц, большинство из которых служили лишь «фоном» для красавицы. Как и многие привлекательные девушки, Регина стала мечтать о кинокарьере.
Роковая встреча
Но поступить во ВГИК на актёрский факультет без специальной подготовки или большого таланта Колесникова так и не смогла. Однако она не растерялась и подала документы сюда же, но на экономический факультет. Правда, от учёбы девушку отвлекали частые вечеринки и общение с представителями богемы. Но, несмотря на пропуски, Регина умудрялась хорошо учиться и успешно сдавать экзамены.
Свою мечту о кино она не оставляла. Она даже приходила на пробы фильма «Война и мир» к Сергею Бондарчуку, и именно там произошла судьбоносная для Регины встреча. Нет, актрисой она не стала, однако познакомилась на пробах с театральной художницей и ведущим модельером того времени Верой Араловой.
Заметив стройную и красивую девушку, Вера пригласила её принять участие в показе своей новой коллекции. С этого и начался путь Регины к модельным высотам. Кстати, в одном фильме она всё-таки снялась – в картине «Матрос с «Кометы», вышедшей в конце 1950-х годов, она исполнила роль певицы Сильванны. Но «звезда» Регины разгорелась совсем не в кино.
Советская модель
Начав сотрудничество с Араловой, Регина стала работать в Общесоюзном доме моделей на Кузнецком мосту. Очень скоро стало ясно, что именно «эта новенькая» принадлежит к самым ярким и эффектным манекенщицам.
Как отмечал модельер Вячеслав Зайцев, Регина была личностью, с ней было интересно и легко работать, а сама она отличалась скромностью и трудолюбием. Кстати, Зайцев и коллеги манекенщицы говорили, что даже свой недостаток, кривые ноги, она умела преподнести как достоинство:
«…в этом состояло ее очарование. Это был особый ее изыск. Хотя я никогда не замечал этой легкой кривизны. Потому что она блестяще ходила! Она была лучшей моделью моей…».
И всё-таки не стоит воображать, будто Регина Збарская (тогда ещё Колесникова) превратилась во всесоюзную знаменитость. Совершенно неверно этот аспект показан в сериале «Красная королева», где манекенщица пользуется примерно той же популярностью, что и Юрий Гагарин.
Согласитесь, даже сравнивать значимость и известность столь разных людей некорректно. Более того, в СССР профессия модели не считалась престижной, платили девушкам совсем немного, а многие из них вовсе скрывали, что выходят на подиум. Известность они имели лишь в узких богемных кругах, так что на роль всенародных любимиц явно не тянули.
Но и здесь проявилось отличие Регины от общей массы. Она, в отличие от многих коллег, искренне наслаждалась своей работой и видела в ней будущее. Ей нравилось менять образы, демонстрировать одежду и постоянно учиться чему-то новому. И то, чего не замечали на родине, сразу же оценили за границей.
Слава и слухи
К 1960 году Регина успела покорить Париж. Столица мировой моды сделала её известной на весь мир. Советскую модель местные журналисты называли «самым красивым оружием Кремля», а когда по инициативе Зайцева Регина сделала стрижку под пажа, её тут же стали называть «советской Софи Лорен». Многие не сомневались – эту женщину ждёт блестящая карьера и большой успех.
При этом сами коллеги-манекенщицы никогда тепло не отзывались о Збарской. За пределами подиума царила атмосфера соперничества и постоянной конкуренции. Кроме того, непростым был и характер Регины. Она не любила рассказывать о себе, ни с кем не делилась секретами и переживаниями, старалась не давать волю чувствам и всегда быть собранной, сдержанной.
Если для работы все эти качества подходили наилучшим образом, то обзавестись друзьями едва ли позволяли. Исключением стал лишь Вячеслав Зайцев – друг, с которым Регина поддерживала отношения до самой смерти.
Разумеется, такая красивая девушка имела немало поклонников. Одним из них стал Лев Збарский, сын известного учёного. Он сумел покорить сердце Регины, и на протяжении семи лет брака они были прекрасной парой.
В 1965 году у модели, казалось, было всё – любящий муж, всемирная слава и дружба с Зайцевым. Но уже тогда недоброжелатели и завистники начали распускать сплетни, будто во время заграничных поездок Збарская не только выходит на подиум, но и занимается разведдеятельностью.
Всё это очень похоже на досужие сплетни, но Регина действительно была единственной из моделей, кому позволялось по собственному желанию в любое время отправляться в город, покидая отель.
Такая свобода передвижений и постоянное общение с видными политиками, учёными, общественными деятелями за рубежом наталкивали людей на определённые мысли. Впрочем, сегодня никто не может достоверно сказать, действительно ли Збарская работала на советскую разведку и какую информацию она передавала из-за границы.
Чувство вины
Увы, прекрасная, поистине «сказочная» жизнь «красной королевы» рухнула в один миг. Когда Регина поняла, что беременна, перед ней встал выбор – карьера или ребёнок? Рождение малыша явно не входило в её планы. Она собиралась в поездку в Монреаль, да и муж явно был не в восторге от перспективы стать молодым родителем.
По всей видимости, никому из супругов этот ребёнок не был нужен. Збарская сделала аборт, что отразилось на её психологическом состоянии. Она стала реже выходить в свет, очень переживала по поводу своего поступка, испытывала сильнейшее чувство вины.
Сам Збарский, который, по сути, и подтолкнул жену к аборту, не пытался поддержать женщину. Напротив, он не скрывал своего бурного романа с актрисой Марианной Вертинской, а затем сошёлся с Людмилой Максаковой, которая родила ему сына.
Регина, чувствовавшая себя брошенной и преданной, всё больше увлекалась антидепрессантами, но в итоге оказалась в психиатрической больнице с признаками сильнейшего нервного расстройства.
Известно, что после разрыва с мужем Збарская пыталась покончить жизнь самоубийством, вскрыв себе вены маникюрными ножницами. Как считал советский разведчик-нелегал Виталий Шлыков, к мыслям о суициде модель привела попытка вербовки её сотрудниками КГБ.
Не исключено, что это только домыслы Шлыкова – и не более того. Сам он утверждал, что ни с кем из ведомства Збарская не сотрудничала и не занималась разведкой.
Последние годы
После выхода из больницы Регина оказалась в крайне тяжёлом положении. Единственным, кто не отвернулся от неё, остался Вячеслав Зайцев. Он предложил ей продолжить работу в Доме моделей. Вот только о выходах на подиум уже не было речи – Збарская очень изменилась и постарела. Тем не менее некоторое время она снималась для журналов, где были представлены модели одежды для полных дам.
Вернуться к прежнему рабочему ритму Регина так и не смогла. Она всё чаще впадала в депрессию, её психическое здоровье оставляло желать лучшего. Некоторое время она даже работала уборщицей в Доме моделей, причём сама не раз говорила, что быть манекенщицей не хочет.
Говорили, что после выписки из больницы Збарская некоторое время встречалась с неким югославским журналистом. Спустя время он выпустил скандальную книгу «Сто ночей с Региной Збарской», где красочно описывал эротически сцены с участием экс-модели, а также её откровения о связях с членами ЦК.
Разумеется, в Советском Союзе книга была запрещена и не издавалась. Но даже сегодня любопытствующие читатели так и не могут отыскать это издание. Было ли оно вообще или речь шла только о скандальной «утке», которая уничтожила репутацию Збарской – большой вопрос.
Доведенная до полного отчаяния, бывшая манекенщица трижды пыталась свести счёты с жизнью. С третьей попытки ей это удалось. В ноябре 1987 года она умерла, выпив смертельную дозу снотворного.
Никто из коллег по Дому моделей не пришёл проститься с ней. Никто не знал, где находится её могила. И только спустя 37 лет после похорон брат Збарской Владимир рассказал, что вечный покой «красная королева» обрела на одном из московских кладбищ рядом с могилой отца:
«Я сам занимался похоронами. Никто из её прежней семьи не пришёл. Только соседка с её квартиры. Мы кремировали её, собрали журналы, которые она любила, и похоронили в полной тишине».
А ведь изначально жизнь Регины Збарской складывалась по-настоящему сказочно. У неё было всё, чего могла желать успешная и красивая женщина. Увы, вынести удары судьбы «советская Софи Лорен» так и не смогла. Она, некогда блиставшая на парижских подиумах, умерла в бедности и безвестности, забытая и покинутая всеми, кто был для неё дорог. А может, не зря говорят в народе: «Не родись красивой…».