Представьте: богатая графиня бросает мужа и троих детей ради бедного земского чиновника. В письме опостылевшему супругу она бросает горькие слова: «Детей вам оставляю потому, что я слишком бедна, чтобы их воспитывать.
Что может хорошего сделать для детей мать-раба, униженная и придавленная? Все умерло для меня в семье… дети умерли для меня. Я умерла для них». Это не сюжет романа, а реальная история Александры Толстой (урожденной Тургеневой), развернувшаяся в 1880-х годах.
Почему богатая графиня выбрала бедного простолюдина, не задумываясь о последствиях своего поступка? Почему ей пришлось делать выбор между любовником и детьми? Как случилось, что граф стрелял в любовника и ранил его?
Почему графиня скрывала от опостылевшего мужа свою беременность? Почему дети от первого брака возненавидели свою мать? По какой причине матери пришлось добиваться признания своего младшего сына его отцом, графом Толстым?
Брак без любви
В 19 лет романтичная Александра вышла замуж за графа Николая Толстого (дальнего родственника Льва Толстого) скорее из любопытства, чем по чувству. Граф, исключенный из полка за буйный нрав, был груб, ревнив, склонен к кутежам.
С его стороны это была несомненная страсть, а с ее: «Я прежде думала о графе с жалостью, потом как о надежде выйти за него замуж и успокоиться, потом, видя его безграничную любовь, я сама его полюбила» — писала она отцу.
Наивной барышне казалось, что она сможет изменить его в лучшую сторону и отучить от многих дурных привычек. Но и после их женитьбы в 1873 граф по прежнему участвовал в пьяных кутежах и дуэлях. В семейной жизни Толстой был груб и ревнив.
Родив ему двух дочерей (одна умерла в детстве) и двух сыновей, Александра страдала. Ее утешением стало писательство, которое муж презирал.«Встречая… одно надругательство над чувством, я ожесточилась», – писала она позже.
Роковая встреча и побег
Знакомство с Алексеем Бостромом, бедным, но интеллигентным и добрым чиновником, стало спасением.
Он ценил ее ум и талант. Спустя восемь лет незадачливого замужества мать троих детей в порыве страсти принимает решение переехать к любовнику, особо не задумываясь о последствиях своего поступка. Против неё восстал целый свет, родители осуждали безрассудную дочь.
Но больше всего молодую графиню терзала тоска по оставленным детям и страх за любимого человека, ведь Толстой в отчаянье грозил расправиться с Алексеем. Муж умолял вернуться, обещал исправиться и даже издал ее автобиографический роман «Неугомонное сердце», где главная героиня тоже делала свой выбор между любовью и долгом. Но критики разнесли его в пух и прах.
Муж написал ей:«Люблю безумно, люблю всеми силами изболевшегося, исстрадавшегося сердца. Прошу у тебя, с верою в тебя, прошу милосердия и полного прощения; прошу дозволить служить тебе, любить тебя…Прости меня, возвысь меня, допусти до себя».
На что она ответила : «Я обратилась к жизни сознания, к жизни умственной». Александра всё-таки вернулась к мужу, но с тем условием, что жить как супруги они не будут.
Ночной кошмар и окончательный разрыв
Муж нарушил договоренность. После насильственной близости Александра писала Бострому в отчаянии:«Я жалка и ничтожна… Я чувствовала себя женщиной, не смеющей отказать….
Я считала себя опозоренной, недостойной твоей любви, Алеша, в эту минуту, приди ты, я не коснулась бы твоей руки. Жалкая презренная раба!». Этот эпизод стал точкой невозврата. Через два месяца она ушла от мужа окончательно.
Скандал на всю Самару
Ужасный сюрприз: Александра была беременна от мужа. В смятении она писала Бострому: «Желать так страстно ребенка от тебя и получить ребенка от человека, которого я ненавижу…». Бостром принял и ее, и будущего ребенка. Граф Толстой забрасывал ее письмами, умолял вернуться и угрожал убить Бострома.
Но она была непреклонна и написала ему: «Целую зиму боролась я, стараясь сжиться вдали от любимого человека с семьей, с вами. Это оказалось выше моих сил. Я ушла второй раз из семьи, чтобы никогда, никогда в нее больше не возвращаться… Я на все готова и ничего не боюсь.
Даже вашей пули в его сердце я не боюсь. Я много, много думала об этой пуле и успокоилась лишь тогда, когда сознала в себе решимость покончить с собой в ту минуту когда увижу его мертвое лицо. На это я способна. Вы видите что я ничего, ничего не боюсь, потому что я не боюсь самого страшного — смерти…». Граф Толстой, узнав о побеге, выследил пару в поезде.
Произошла перестрелка. Страшный переполох вызвал этот инцидент в Самаре, много людей пришло в здание окружного суда, когда началось слушание по делу графа Николая Толстого и его жены Александры. На суде граф показал, как он, узнав о том, что графиня едет 2 классом, пригласил ее в первый.
Любовника её в этот момент в купе не было, но когда он вернулся, Николай Александрович заметил ему, что «это верх наглости с его стороны входить, когда я тут». По показаниям графа, Бостром бросился на него и стал кусать его левую руку, а потом защищаясь, он дал Бострому две пощечины и вынул из кармана револьвер, который всегда и везде носил с собой, с целью напугать Бострома и заставить его уйти.
Тут в дело вмешалась графиня Толстая. Она, будучи на шестом месяце беременности, своим телом пыталась сохранить любовника от разъяренного мужа. Отправление поезда было задержано на 20 минут. Граф Толстой отбыл в Санкт-Петербург, а вот Бостром после ранения был вынужден ехать не в столицу, а на лечение в Самару.
Александра и Бостром всячески стремились замять эту историю. Несмотря на то, что Алексей после ранения остался хромым, претензий к графу он не выказывал. И суд встал на сторону Толстого, полностью оправдав его.
Сын родился. Александра открыто назвала отцом Алексея Бострома, но в метриках записали: родители – граф Николай Толстой и его законная жена. Так на свет появился будущий великий писатель – Алексей Николаевич Толстой.
Цена свободы
Церковь дала развод, но Александру навсегда оставили «в безбрачии», а ее имя в семье Толстых покрыли ненавистью. Старшие дети, науськиваемые отцом, возненавидели мать. Ненависть была настолько велика, что сын Мстислав, находившийся случайно в больнице, в которой умирала Александра Леонтьевна, отказался выполнить ее предсмертную просьбу — прийти к ней проститься. Родители Александры отреклись от нее.
Алеша Толстой рос беспечно и беззаботно и со спокойной душой считал, что его родной отец — Алексей Бостром. Их семья пусть жила не богато, но очень дружно.
Малоземельный хутор Бострома, представлял собой одноэтажный деревянный дом в восемь комнат. Доход он приносил незначительный, и разница с прежним достатком в семье была весьма ощутимой. Шли годы. Всю свою материнскую любовь Александра отдавала сыну Алеше. Первые 5 лет прошли в страхе, что вот-вот снова объявится граф и отберет у нее и этого ребенка.
В детстве Алеша Толстой любил Бострома, в молодости относился с почтением, но позднее к отчиму относился с ласковой иронией. До 13 лет пасынок носил его фамилию и считал отцом именно его. Александра полностью посвятила себя воспитанию младшего сына Алеши, развивая его литературный талант. «Увидишь, его творчество будет сильнее моего», – говорила она Бострому.
Битва за фамилию и титул
До 13 лет Алеша носил фамилию Бостром. Но для учебы и карьеры в империи требовалось дворянство. В 1896 Александра Леонтьевна подала прошение «о внесении в надлежащую часть Самарской Дворянской родословной книги сына ее Алексея Толстого», но пошла на хитрость и не указала, что он граф, а просто Толстой. Прошение вернули, попросив уточнить: просто Толстых в Российской империи не было.
Нельзя было быть Толстым, не будучи графом. Судьба буквально насильно приклеивала к будущему советскому классику аристократический титул. Когда Александра Леонтьевна вторично подала прошение, депутатское собрание обратилось с запросом к главе рода.
Ответил граф холодно и с презрением о том, что настойчивое домогательство Тургеневой о внесении ее неизвестного ему сына в родословную его семьи вынуждает его сделать следующее заявление о том, что других детей, кроме тех трех, которые у него есть (два сына и дочь), не было и нет. Депутатское собрание постановило решение этого вопроса отложить.
В 1900 в возрасте пятидесяти двух лет скончался граф Николай Александрович Толстой. Александра Леонтьевна приходила в Иверский монастырь проститься с телом мужа. По воспоминаниям прислуги графа Татьяны Калашниковой, сыновья, особенно Мстислав, хотели ее прогнать, но мачеха Вера Львовна сделать этого им не позволила.
Вдова покойного графа вообще повела себя в этой ситуации очень благородно. Благодаря ей, Алексей в 1901 году официально получил фамилию и титул графа Толстого.
Александра Леонтьевна умерла в 52 года на пике писательской карьеры. Ненависть старших детей, привитая их отцом, стала для нее подлинной карой. Общего ребенка у них с Алексеем Бостромом так и не появилось.
Предсказание сбылось: ее сын, «красный граф» Алексей Толстой, стал классиком советской литературы.
Он вспоминал мать с теплотой: «Я не знаю до сих пор женщины более возвышенной, чистой и прекрасной». Ее жестокий выбор между свободой и материнством навсегда остался трагической страницей этой удивительной судьбы.