За каждым великим мужчиной стоит великая женщина. Музы приходят в образе роковой женщины, капризной любовницы, терпеливой жены, заурядной истерички, дамочки легкого интеллектуального поведения. Их земные ипостаси объединяет один незаурядный дар – «нюх на бессмертие».
А еще среди муз очень много женщин из России. Исследователи объясняют этот феномен первобытной ментальностью и животными инстинктами людей, населяющих одну шестую часть суши.
Mуза художника (1894 — 1982)
Пантеон знаменитых муз возглавляет казанская девочка Лена Дьяконова, божественная Галá, жена великого сюрреалиста Сальвадора Дали. Если посмотреть со стороны, то у нее не было никаких шансов заполучить его: во-первых, она была на 11 лет старше, во-вторых, далеко не красавица, в-третьих, испанец явно не дружил с головой (почти условие гениальности).
Что же в ней было такого особенного? Все-таки 53 года семейной жизни – стаж солидный даже для простых смертных, а тут два сумасшедших самовлюбленных «сиамских близнеца».
В богемную жизнь Галу «привел» туберкулез. Как говорится, не было бы счастья. Отчим отправил 17-летнюю падчерицу на лечение в Швейцарию. Там она познакомилась с поэтом Полем Элюаром, вышла за него замуж, стала называться Галá.
В Париже она оказалась в самый восхитительный период в истории искусства прошлого века, когда воздух был наэлектризован творчеством и ceксoм.
Брак с Полем помог Гале выпестовать идею свободы самовыражения до приятия взаимных измен и пробной «любви втроем» с мужем и немецким художником Максом Эрнстом. Тройственный союз не принес им счастья и только ускорил конец брака, стремительно разваливающегося после рождения дочери Сесиль (папа Элюар заявил маме Галá: «Дети – это гибель любви»).
36-летняя Гала плюнула на последние условности и стала «блестящей pacпyтницей». Вот в этом качестве она и познакомилась с 25-летним Сальвадором Дали.
Еще никто не видел в нем гения. Он был, по меньшей мере, странным юношей: тощий, несуразный, с длинными закрученными усами, носил женские одежды, падал на ходу, много и нервно говорил о мacтypбaции и кacтpaции, озабоченный своей девственностью.
Тут Гала ему помогла, в некотором смысле отыгралась за свое «позднее» женское счастье (она тоже до 23 лет, до брака с Полем, вела монашеский образ жизни, хотя познакомились они в ее 17 лет).
Некоторое время влюбленные жили в уединении – Галá обучала Дали науке любви, приучала юнца к себе, как к матери (она ко всем своим мужчинам относилась по-матерински) и много гадала (поговаривали, что она заколдовала Дали). Потом пара перебралась на квартиру к бывшему супругу и дочери Галы.
Трудно сказать, что заставило ее играть «по-крупному»: Галá ушла от богатого и нелюбимого мужа к бедному и страстному юноше, некоторое время ей с Дали пришлось пожить в крайней нужде. Женщина искусства, она сама хотела творить, но Поль достался ей уже известным, поэтому ее «глиной» стал молодой испанец.
Дали творил Искусство, а Галá творила Дали. Причем ею двигало не столько честолюбие, сколько… эkcгибициoнизм: еще Поль фотографировал Галу обнаженной и раздаривал снимки знакомым, а теперь Дали увековечивал ее тело почти во всех картинах. Чтобы оно стало столь же известным, как тело Венеры Милосской, нужно было организовывать выставки.
Гала проявила упорство деловой женщины, занимаясь рекламированием работ мужа. И добилась своего – он стал знаменитым художником. С женитьбой на Гале связан самый плодотворный творческий период в жизни Дали, он даже подписывал картины двойным именем «Галá-Сальвадор Дали».
Их брак был свободным, любoвники жили вместе с ними. С возрастом Галá становилась все ненасытнее, ее сторонились даже сельские моряки. Она боялась стареть и держала свиту из платных молодых любoвникoв.
Дали тоже не отказывал себе в фаворитках. Среди них была Аманда Лир. Перед смертью Гала потребовала с нее клятву, что она выйдет замуж за Дали, и та поклялась – боялась колдовской и жестокой репутации Галы.
Муза Дали умерла в 1982 году. Ее похоронили в семейном склепе в гробу со стеклянной крышкой (даже мертвую ее все должны видеть!). Художник на семь лет заперся в замке, забросил творчество, мог целыми днями мычать, плевал в медсестер и царапал сиделок. Только он знал, чего лишился со смертью супруги. Ни он, ни она не афишировали своих отношений, общаясь с прессой. Говорят, Галá вела дневник своей жизни с Дали, но записи пропали. Возможно, когда-нибудь они отыщутся…