Цена родственной крови

— Лучшей невесты мне бы не нашли, ведь она моя двоюродная сестра и по отцу и по матери, — счастливо говорил Франц, будущий император Священной Римской империи.

Эрцгерцог был молод и недавно овдовел, потеряв жену после родов. Он являлся наследником императорского престола, поэтому ему быстро нашли новую невесту, и спустя всего семь месяцев после ухода на небеса первой супруги, он снова стоял перед алтарем, произнося клятвы любви.

Его невеста, Мария Терезия, принцесса Неаполитанская и Сицилийская, была очень похожа на него. В них текла родственная кровь, и они оба пребывали в наивной уверенности, что улучшают династию. Никто из них даже не задумывался о фатальных ошибках Габсбургов, веками занимающихся кровосмешением. Молодые не понимали, что цена родственной крови окажется слишком высокой.

Свадьба Марии Терезии и Франца Австрийского состоялась 15 сентября 1790 года. Жениху было двадцать два года, невесте восемнадцать лет.

Между новобрачными были плотные родственные узы. Отец Франца и мать невесты были родными братом и сестрой, мать Франца и отец Марии Терезии тоже были родными сестрой и братом.

Молодых супругов совершенно не смущало их кровное родство. Они были влюблены и мечтали, что скоро императорский дворец наполнится детскими голосами. Это желание частично сбылось. В промежутке с 1791 года по 1807 год Мария Терезия родила тринадцать детей. Но шесть из них родились с различными отклонениями и скончались в самом нежном возрасте. Несколько детей были умственно отсталыми и имели врожденные болезни, плохо сказывающиеся на их самочувствии.

Мария Терезия упорно не хотела замечать причины того, почему ее дети рождаются нежизнеспособными или чересчур слабыми. Некоторое время она закрывала на это глаза, полагая, что на все воля Божья и нужно спокойно наслаждаться жизнью. Ведь рядом с ней любящий, привлекательный и блистательный супруг.

В 1792 году Франц получил императорскую корону.

Мария Терезия, по молодости имеющая очень жизнерадостный и легкий характер, решила превратить Вену в шумный и веселый город. Началась череда праздничных дней, наполненных балами, спектаклями и карнавалами. Ей хотелось, чтобы весь город вместе с ней кружился в вихре танцев.

Летели годы, наполненные весельем маскарадов, ожиданием детей и слезами от исхода родов. Постепенно улыбчивая императрица превратилась в разочарованную жизнью женщину. Почти каждый год она вынашивала ребенка, с затаенным страхом ожидая, чем завершатся роды. Главной ее болью был сын Фердинанд, наследник престола, страдающий эпилептическими припадками, водянкой головного мозга и отстающий в развитии.

Характер императрицы портился. Особенно это было заметно, когда к венскому двору прибыла русская великая княжна, шестнадцатилетняя Александра Павловна, ставшая женой брата императора Франца, эрцгерцога Иосифа.

Мария Терезия, увидев юную красавицу из России, превратилась в настоящую фурию. Ей не понравилось, что ее муж, знакомясь с Александрой, покраснел и смутился.

— Она так похожа на мою покойную Елизавету, — растерянно признался Франц жене.

Для Марии Терезии его откровение стало сродни звонкой пощечине. Она чувствовала себя уязвленной, ей было неприятно, душу разъедали ревность и зависть к Александре.

Елизавета Вюртембергская (первая жена Франца) и мать Александры были родными сестрами. Неудивительно, что при виде великой княжны на императора нахлынули воспоминания о первом браке.

Мария Терезия возненавидела Александру и сделала все, чтобы испортить ей жизнь. Новоявленной эрцгерцогине был всюду холодный прием. Когда рассылались приглашения на балы, то про нее забывали.

— Она еще и еретичка! — злобно шипела императрица. — Пусть сменит веру.

Но Александра ничего не хотела об этом слышать. Ей обещали, что позволят остаться в православной вере, и она не собиралась ее менять.

Вскоре эрцгерцогиня забеременела. Ее беременность совпала с беременностью императрицы. Одинаковое состояние не сблизило Марию Терезию с Александрой. Напротив, она переживала, что родит еще одного больного младенца, и волновалась, что ребенок эрцгерцогини будет ущемлять интересы ее детей.

К Александре был представлен один из врачей Марии Терезии. Он ужасно вел ее беременность и был груб с ней. Роды эрцгерцогини разрешились плачевно, она и ребенок отправились в мир иной.

Можно считать, что императрица была косвенной причиной их гибели, ведь она сделала все, чтобы Александра находилась в депрессивном состоянии и мечтала исчезнуть с лица земли… Еще неизвестно, все ли правильно акушер делал при родах.

Весной 1807 года Мария Терезия ожидала своего тринадцатого ребенка. Апрель выдался прохладным, и беременную императрицу продуло. Началось воспаление легких. Придворные лекари, суетящиеся возле лежащей больной, не придумали ничего лучшего, как делать ей кровопускания. Самочувствие Марии Терезии ухудшилось, и у нее произошли преждевременные роды.

13 апреля вторая супруга Франца скончалась. Ей было всего тридцать четыре года, а за плечами было тринадцать родов. Последний ребенок прожил всего два дня и ушел вслед за матерью.

Жизнь Марии Терезии, словно отражение сложной эпохи, завершилась в муках, предсказуемых для той поры. Из ее выживших детей немногие прожили долгую жизнь, а ее дочь Мария Луиза стала женой Наполеона Бонапарта, об этом напишу в другой публикации.

Овдовевшего Франца впереди ждали еще два брака. На эту тему тоже будет материал.

Оцените статью
Цена родственной крови
«Холодная постель»