Не зря говорят, что чем выше поднимаешься, тем больнее падать. Примером тому служит биография главного соратника и фаворита Петра Великого Александра Меншикова. Фактически из самых низов он постепенно восходил к вершинам власти, став генералиссимусом и фактическим правителем России, а окончил свои дни в безвестности и ссылке. Проследим, как складывалась его судьба.
Тайна происхождения
«С простой жизни начинал, простой жизнью и закончу»: так сказал Александр Данилович Меншиков, оказавшись в Сибири. И действительно: детство будущего светлейшего князя прошло если не в нищете, то, по крайней мере, в скромности.
Александр родился в 1673 году в Москве. О его происхождении практически ничего не известно. В народе говорили, что еще будучи мальчишкой, Меншиков торговал в столице пирогами.
То же утверждение можно встретить в записках прусского генерала на русской службе Манштейна: он пишет, что Александр был сыном крестьянина, отдавшего его в учение пирожнику. Далее Манштейн сообщает, что однажды мальчишка попался на глаза Петру I и понравился ему своими ловкими ответами. Тот и отдал его в услужение к своему приближенному Лефорту.
Другую точку зрения приводил Соловьев. По его словам, Меншиков родился в незнатной семье под Владимиром и был сыном придворного конюха. Сам Александр Данилович утверждал, что происходит из обедневших литовских дворян, но подтверждений этому историки не нашли. Как, впрочем, и тому, что он был конюхом или разносчиком пирожков.
Начало службы
Так или иначе, а смышленый мальчик начал служить у Лефорта, и это стало первым шагом к его дальнейшему возвышению до «полудержавного властелина», как охарактеризовал его Пушкин. В 14 лет сам Пётр сделал его своим денщиком, и Александр быстро завоевал расположение молодого царя, а затем и его дружбу. Вместе они создавали «потешные войска»: Меншиков был назначен бомбардиром Преображенского полка. В 1699 году его сделали корабельным подмастерьем.
Он практически постоянно находился при государе, сопровождал его во всех походах и поездках, включая Азовские походы и «Великое посольство». В 1699 году Франц Лефорт скончался, и с этого момента Меншиков стал первым помощником Петра. К этому привело два обстоятельства.
Во-первых, Пётр был первым правителем России, который во главу угла ставил не знатное происхождение, а личные заслуги: ум, преданность, ловкость, образованность, энергичность. При Петре выходец из низов вполне мог при должных усилиях занять очень высокое положение.
И тут играет роль второе обстоятельство: Меншиков обладал как раз тем набором качеств, которые особенно ценил в людях государь. Он был малообразованным, но это компенсировалось его от природы острым умом, отличной памятью и кипящей энергией. Он был предан, расторопен, умел хранить тайны государя и исполнять его поручения самого разного характера.
Стремительное возвышение
В 1700 году началась Северная война. Александр Данилович был назначен командующим пехотными и конными частями, прекрасно проявлял себя в сражениях и во время осад крепостей (при взятии Нотебурга, осаде Ниеншанца). За морскую победу в устье Невы Пётр наградил его медалью с надписью «Небываемое бывает» и орденом Андрея Первозванного. А при основании Петербурга царь назначал его генерал-губернатором будущей столицы.
Да, Меншиков был отважным и умелым на поле брани, но эти плюсы уравновешивались его отрицательными качествами. Он проявлял склонность к конфликтам и интригам, из-за него оставили русскую службу многие иностранные генералы. А однажды его конфликт с главнокомандующим Огильви едва не привел к разгрому русской армии под Гродно.
В 1702 году Меншиков стал графом Священной Римской империи, три года спустя был возведен в княжеское достоинство Римской империи, а в 1707 году – в княжеское достоинство Русского царства и в морские капитаны.
За участие в Полтавской битве (1709) его удостоили чина генерал-фельдмаршала. Царь был щедр к своему сподвижнику, постоянно даровал ему земли и крестьян. С годами Александр Данилович стал одним из богатейших людей России.
В заключительных этапах Северной войны на суше Меншиков не участвовал: в 1714 году он обосновался в Петербурге и занялся вопросами внутреннего устройства государства. Особенное внимание он уделял новой столице. Также он продолжал участвовать в морских сражениях, почти всегда успешно.
Дела тайные и явные
Вместе с возвышением Меншикова расцветали и его отрицательные качества. Он стал жаден, злоупотреблял своим положением: присваивал казенные средства, отнимал чужие земли, деревни, вотчины, укрывал беглых крестьян, взимая с них за это плату. За злоупотребления на него часто налагались штрафы. Пётр обо всем, конечно, знал, но закрывал глаза: он считал, что заслуги его сподвижника для государства выше, чем его преступления. Но число недоброжелателей Меншикова росло, и это сыграло свою роль в его судьбе.
А пока в 1718 году Александр Данилович поучаствовал в одном деликатном деле и вернул пошатнувшееся доверие императора. Сын Петра, царевич Алексей, подозревался в заговоре против отца и бежал из страны. Когда его вернули в Россию, Меншиков лично участвовал в его допросе, в том числе с применением пытки. Он же первым осудил царевича на смерть.
В 1721 году, после окончания Северной войны, Меншиков получил звание вице-адмирала. Но уже в следующем году вскрылись новые случаи его злоупотребления положением. Пётр уже готов был примерно наказать своего недавнего любимца. Но тут в дело вмешалась его жена Екатерина, которая был очень расположена к Меншикову. Царь послушал супругу и проявил милость. Но не надолго.
В 1724 году стало известно о новых злоупотреблениях светлейшего князя. Император лишил его ряда должностей и удалил от себя. Но уже в 1725 году Пётр скончался. Перед смертью он допустил к себе Меншикова, что было расценено как прощение.
Фактический правитель империи
После смерти императора для Александра Даниловича началась новая пора расцвета. Он использовал свое влияние, чтобы возвести на престол Екатерину I. Политик руководствовался личными мотивами: Екатерина была неспособна управлять государством, но зато, как было сказано, очень благоволила Меншикову, и он намеревался за ее счет упрочить свое положение.
Так и вышло. При Екатерине Александр Данилович сосредоточил в своих руках практически всю власть, подчинил армию и стал фактическим правителем страны. Последовали новые назначения и награды. Он все больше утрачивал чувство меры: в 1727 году курляндское дворянство, не желавшее видеть его своим герцогом, оказало сопротивление. Меншиков подавил его военной силой.
Правление Александра длилось недолго: в 1727 году Екатерина скончалась. Новым императором стал Петр II, сын казненного царевича Алексея и внук Петра I. Первое время Меншикову еще удавалось удерживаться на прежних позициях и даже больше: он был произведен в полные адмиралы, затем в генералиссимусы. А его дочь Мария стала невестой юного Петра II.
Опала, ссылка и смерть
Намерение Меншикова породниться с царской семьей вызывало особое недовольство. Да и его отрицательные качества – честолюбие, жадность, жажда власти – наживали ему все больше врагов. Петра I – щита, которым он мог бы прикрыться, – больше не было. Но богатство и влияние еще внушили Меншикову ложное чувство неуязвимости.
В том же 1727 году против него созрел заговор Петра Толстого и Антона Девиера. Узнав об этом, «светлейший» арестовал обоих заговорщиков, подверг пыткам и сослал. Но вскоре последовали новые интриги. Юного императора сумели настроить против Меншикова, и Петр IIотстранил его от управления государством.
8 сентября 1727 года Александр Данилович был арестован и без суда отправлен в ссылку – сначала в собственное имение Раненбург. В 1728 году его лишили всех должностей, титулов, наград и имущества (а имущество было, к слову, колоссальным) и отправили в ссылку в Берёзов Сибирской губернии. По дороге туда скончалась жена Меншикова Дарья Михайловна.
В Берёзове Меншиков построил себе деревенский дом и маленькую церковь и проживал со своими детьми. Но не долго пришлось ему быть на положении ссыльного. Осенью 1729 года в губернии началась эпидемия оспы, от которой скончалась его дочь Мария (та, которую прочили в невесты Петру II).
А в ноябре, в возрасте 56 лет, умер и сам Александр Данилович – то ли от оспы, то ли от апоплексического удара. Так бесславно закончилась жизнь одного из самых видных деятелей Петровской эпохи, «полудержавного властелина» Александра Меншикова.