«Весенняя роза» гарема. Взлёт и падение Махидевран-султан

Не так давно повелитель называл её своей «Весенней розой», а теперь не желал даже видеть её при дворе. Она вынуждена была отправиться в провинцию, уступив своё место дерзкой выскочке Хюррем. Тогда она не могла даже предположить, что готовит ей судьба.

Махидевран-султан – одна из самых ярких и в то же время неоднозначных личностей при дворе Сулеймана I. Если вы смотрели сериал «Великолепный век», то наверняка испытывали смешанные чувства к этой женщине.

Главная соперница Хюррем, она потерпела поражение в борьбе за сердце правителя. Но какой была не кинематографическая, а настоящая история жизни Махидевран? И почему самой большой трагедией для неё стало совсем не отдаление от двора?

Наложница в гареме

Как и у многих других султанских наложниц, происхождение Махидевран по сей день остаётся тайной для историков. Долгое время считалось, что она принадлежала к бесленеевскому род Кануковых, однако это предположение не получило документальных подтверждений.

Более того, в некоторых источниках в качестве отца Махидевран указывается человек по имени Абдулла. Некоторые исследователи полагают, что такое имя писалось во всех случаях, когда речь шла о безродной рабыне.

Впрочем, есть и иная версия – о том, что девушка происходила из знатного кавказского семейства и была отдана в гарем собственными братьями из политических интересов. Интересное предположение высказывает Лесли Пирс в своей книге «Императрица востока»:

«По разным данным, она была родом из Албании, Черногории, Черкесии или Крыма… венецианские послы в 1520-х годах заявили о её албанской и черногорской принадлежности, подразумевая, что она была похищена с контролируемой венецианцами территории на восточном побережье Адриатики».

Чаще всего Махидевран называют черкешенкой, но не стоит забывать, что в старину так нередко называли практически всех уроженцев Северного Кавказа. Выходит, что о роде Махидевран и даже о её национальной принадлежности до сих пор нет никаких достоверных данных.

Мать наследника

Тем не менее известно, что юная девушка оказалась в гареме Сулеймана. Он в ту пору ещё не был султаном, но занимал должность санджак-бея (губернатора) Манисы.

До наших дней сохранились «чеки» с указанием расходов на наложниц Сулеймана и, судя по ним, можно судить, что в те времена Махидевран не играла главной роли при его дворе. Она получала совсем скромное жалование и, по всей видимости, не имела заметного влияния.

В 1515 году, когда Махидевран предположительно исполнилось пятнадцать лет, она родила своему повелителю сына, которого назвали Мустафой. Это был уже третий наследник будущего султана, а потому его появление на свет практически не отразилось на статусе женщины.

Но всё изменилось спустя пять лет. Именно тогда умер прежний правитель Селим I. Новым султаном стал Сулейман I, который, как мы знаем, получил лестное прозвище Великолепный. Махидевран теперь была наложницей османского правителя, но спустя год её ожидало ещё большее возвышение.

Эпидемии были настоящим бичом султанских гаремов и двора Османской империи. Страшнейшей из болезней считалась оспа, от которой умирали и рабы, и престолонаследники. Во время очередной вспышки заболевания его жертвами стали два старших сына Сулеймана.

Так вышло, что теперь именно Мустафа оказался наиболее близок к престолу. Махидевран, являвшаяся матерью наследника, тут же получила почётный титул баш-кадын (главной жены). Султан благоволил и, как говорили, называл её «Весенней розой» своего гарема.

Казалось бы, теперь удача стала верным спутником женщины, и будущее её окажется счастливым и безоблачным. Однако вскоре Махидевран поняла, что при дворе появилась соперница, которая намерена вытеснить её из сердца правителя.

Махидевран и Хюррем

Как вы уже догадались, речь идёт о Хюррем (Роксолане). В «Великолепном веке» были показаны нешуточные страсти, которые пылали в гареме. Главное противостояние развернулось между Махидевран и Хюррем, причём дело дошло до драки.

К слову, это вовсе не вымысел сценаристов – такой эпизод действительно имел место в истории, вот только в жизни для Махидевран его последствия оказались куда серьёзнее, нежели показано в сериале.

Кульминация конфликта двух женщин ярко описана венецианским послом Бернардо Наваджеро. В своём отчёте за 1533 год он рассказывал, что между Махидевран и Хюррем произошла драка, причём последняя заметно пострадала – у неё было испорчено платье, исцарапано лицо и вырваны несколько клоков волос.

Когда султан вызвал Хюррем, она ответила, что не может явиться к нему в таком виде. Тогда он приказал ей немедленно явиться к нему. Царапины на лице женщины были ещё видны, и Сулейман спросил, где она их получила. Хюррем указала на Мазидевран, после чего та тоже была вызвана к повелителю. Наваджеро писал:

«Махидевран сказала, что она главная женщина султана и что другие наложницы должны подчиняться ей, и что она еще мало побила коварную Хюррем. Султан разгневался на Махидевран и сделал Хюррем своей любимой наложницей».

Как видите, ничем хорошим для Махидевран это противостояние не закончилось. Более того, женщина вместе с сыном Мустафой была сослана в Манису. Обиженная, она решила, что именно здесь, в провинции, начнётся новый этап её жизни. Теперь главной радостью и оплотом надежд Махидевран стал её сын.

В опале

Учитывая то, что Мустафа являлся старшим из выживших сыновей султана, он как законный наследник должен был получить должность санджак-бея Манисы. Однако Сулейман решил отдалить от себя не только неугодную Махидевран, но и её сына.

Примечательно, что ряд историков в этом видит происки хитроумной Хюррем, которая явно не желала, чтобы сын соперницы получил власть. Кроме того, у Хюррем имелись свои сыновья, для которых мать уверенно расчищала дорогу к власти.

Порой приходится встречать суждения, будто Махидевран, находясь в провинции, строила планы по свержению султана, мечтая увидеть на месте Сулеймана Мустафу. Часто эта женщина показана совершенно негативным персонажем, имеющим массу отрицательных качеств (например, в работах Павла Загребельного).

Но давайте будем объективны. Во-первых, Мустафа и так имел все права на престол как старший сын султана. Во-вторых, нет никаких свидетельств о заговоре Махидевран против правителя. Известно, что она поддерживала своего сына, учила его управлять двором в Амасье, куда он был направлен, а также объясняла ему, как обзаводиться соратниками и приобретать уважение подданных. Согласитесь, в этом нет ничего криминального.

Её надежда – сын

Примечательно, что к Мустафе с ранних его лет народ относился с почтением и симпатией. Когда он был ещё совсем юным, посланники, бывшие в Османской империи, отмечали, что мальчик отличается смышлёностью и решительны нравом, а значит, будет хорошим воином и мудрым правителем.

Когда Мустафа подрос, он стал пользоваться популярностью среди янычар (а это весьма грозная сила), причём многие люди именно его воспринимали как наследника престола.

Конечно, отдалённость от двора уменьшала шансы Мустафы стать султаном после смерти его отца. Однако все при дворе хорошо помнили, что именно он является старшим из наследников Сулеймана. Кстати, уже упомянутый Наваджеро писал:

«Невозможно описать насколько он (Мустафа) любим и также желанен как наследник престола».

Казалось бы, вот он – готовый и любимый народом лидер, который мог бы сменить правителя. Но власть в ту пору принадлежала совсем иной «партии», в которой состояли Хюррем и её сыновья. И если прежде противостояние её с Махидевран ограничивалось исцарапанным лицом и вырванными волосами, то теперь всё становилось куда серьёзнее.

Трагедия матери

В последние годы правления Сулеймана I борьба за трон между его сыновьями стала вполне очевидной. При этом перевес сил был явно не в пользу Махидевран и её сына.

Среди трёх претендентов на престол двое были сыновьями Хюррем. Итога этой борьбы не пришлось долго ждать. В 1553 году во время войны с Персией Мустафа был арестован. Его обвинили в подготовке заговора, целью которого являлось устранение и убийство нынешнего правителя. Что называется, без суда и следствия Мустафа был казнён. Кто отдал приказ? Конечно, его отец Сулейман I.

Как отмечал венецианский посланник Тревизано, этой расправы вполне можно было избежать, если бы Мустафа послушал свою мать. Несколькими днями ранее Махидевран узнала о готовящемся аресте сына и отправила ему записку с предупреждением. Но тот был уверен, что на сына султана никто не посмеет поднять руку.

Махидевран потеряла не только сына, но и внука – спустя пару дней после казни Мустафы был казнён и его семилетний сын Мехмед. И именно эта вторая казнь порождает мысли о том, что, по всей видимости, никакого заговора не было. Вероятно, Мустафа попросту стал жертвой клеветников и недоброжелателей, которые намеревались не только отстранить его от власти, но и расправиться с его наследниками.

Казнь сына и внука стала тяжелейшим ударом для Махидевран-султан. Женщина, которая прежде имела и власть, и любовь султана, в одночасье потеряла всё. Она была лишена всех выплат и продавала всё, что имело хотя бы малейшую ценность – для того, чтобы найти средства на жизнь для себя и невестки.

Лишь когда султаном стал Селим II, Махидевран была назначена вдовья пенсия, также она получила дом в Бурсе. Так вышло, что эта женщина пережила и свою соперницу Хюррем, и всех её детей. Вот только счастья это ей не принесло.

Оцените статью
«Весенняя роза» гарема. Взлёт и падение Махидевран-султан
Проклятие королевской семьи Монако