Как российские императрицы скрывали внебрачных детей

Жена государя поглаживала свой живот, с ужасом размышляя о том, что станет делать ее супруг, ежели ребенок окажется мальчиком. Не допустят ведь к трону бастарда. «У Александра добрая душа, — убеждала себя императрица, — он не позволит причинить ребенку вреда». В конце концов и сам он… Впрочем, мужчинам позволено больше.

На протяжении трехсот лет царствования Романовых у императоров и цесаревичей случались романы, и рождались дети вне брака. Всегда умели устроить нужный брак, чтобы супруг признал дитя и скандал не стал достоянием широкой общественности. Совсем иное дело, если речь шла о женах императоров. А были в истории Романовых и случаи, когда императрицам приходилось скрывать своих внебрачных детей.

При себе держала

Императрица Анна Иоанновна взошла на трон в результате кризиса наследования и с собой из Курляндии привезла высокого красавца Эрнста Иоганна Бирона.

Она стала вдовой в семнадцать лет, стоит ли осуждать одинокую женщину за то, что искала счастья. Бирон был женат на фрейлине Анны Иоанновны, но ходили слухи, что некрасивая жена была нужна лишь для прикрытия, а детей ему рожала императрица. По крайней мере одного ребенка.

Мальчик по имени Карл Эрнст появился на свет еще за два года до того, как Анну Иоанновну призвали на российский престол. К этому ребенку она питала особую нежность, и воспитывался он практически в ее покоях, а в четыре года назначен был бомбардир-капитаном Преображенского полка. В двенадцать лет Карл Эрнст получил орден Святого Александра Невского и орден Святого Андрея Первозванного.

В будущем карьера его сложилась хорошо, Карл Эрнст Бирон дослужился до звания генерал-майора, много путешествовал по Европе, а дочери его были фрейлинами российских императриц.

В тайне от мужа

Великой княгине Екатерине Алексеевне, будущей императрице Екатерине II, приходилось быть особенно осторожной. Супруг ее ненавидел и мечтал отправить в монастырь, а потому искал любого повода для этого.  «Не знаю, от кого рожает она своих детей», — говорил Петр III, однако официально он считается отцом двух детей Екатерины – сына Павла и дочери Анны, умершей в младенчестве.

Но в 1762 году Екатерина Алексеевна вынуждена была прибегнуть к хитрости, поскольку муж не должен был ничего узнать. Чтобы отвлечь Петра III, почувствовав приближение родов, Екатерина обратилась к помощи друга Василия Шкурина, и тот поджег свой дом. Петр обожал смотреть на пожары и уехал из дворца.

Отцом новорожденного мальчика был гвардейский офицер Григорий Орлов. И чтобы спрятать ребенка, его, завернув в бобровую шубу, увезли на черной карете. В память о той ночи позже Екатерина дала сыну фамилию Бобринский.

Алексей Бобринский был не единственным ее внебрачным ребенком.

По легенде у Екатерины и ее тайного мужа Григория Потемкина была дочь Екатерина, получившая фамилию Тёмкина. После рождения девочку спрятали, отдали под опеку родственников Потемкина. Портрет этой девушки висит теперь в Третьяковской галерее.

Великая княгиня оступилась

Супруга императора Александра I в истории осталась как, наверное, самая загадочная из императриц. Ее дневники были сожжены, поскольку содержали многие тайны. Среди них и тайна рождения двух дочерей Елизаветы Алексеевны.

Невесту для Александра выбирала заботливая бабушка Екатерина II, и молодожены были так прелестны, что их называли Амуром и Психеей. Но счастливого брака не получилось, отношения их похожи были на любовь доброго брата к нежной сестре.

Романтичная Елизавета жаждала любви, а ее супруг оставался равнодушен, его привлекали совсем иные женщины, пылающие, страстные. Такие, как Мария Нарышкина. Однажды на балу фрейлина, потеряв всякий стыд, намекнула Елизавете Алексеевне, что ждет ребенка.  Это было жестоко, ведь вот уже пять лет великая княгиня не могла подарить мужу ребенка и наследника.

В семье к Елизавете Алексеевне относились холодно, и не было тайной, что «великая княгиня оступилась». В мае 1799 года она родила девочку, получившую имя Мария и признанную Александром, но даже император Павел I не считал нужным скрывать, что ребенок этот зачат во грехе. Настоящим отцом Марии был князь Адам Чарторыйский, незамедлительно высланный из страны с важной дипломатической миссией.

Елизавета обожала дочь и сама занималась ею, подробно описывая в письмах матери, как у малышки режутся зубки и какой у нее нрав. Горе ее было безмерным, когда Мария скончалась всего тринадцати месяцев от роду.

Бесплодный брак продолжался, наследников своему мужу Елизавета Алексеевна подарить не могла, он не посещал ее и все свое время уделял Марии Нарышкиной. Она родила от императора пятерых детей!

Одинокая и несчастная, покинутая мужем императрица поддалась чувствам и стала тайно встречаться с офицером Кавалергардского полка Алексеем Охотниковым. Обнаружив, что ждет ребенка, Елизавета Алексеевна во всем призналась мужу. Александр успокоил ее и заверил, что все будет устроено. Главным оставался вопрос, кто же родится – мальчик или девочка.

За два месяца до родов Охотникова подстерегли у выхода из императорского театра. Наемникам заплатил брат императора, великий князь Константин.  По другой версии Охотников умер от туберкулеза после четырех месяцев болезни.

Как бы там ни было, Елизавета Алексеевна горевала и на собственные средства установила на его могиле памятник. 15 ноября 1806 года она родила. Император очень обрадовался, узнав, что это девочка. Ребенка он признал, девочку крестили Елизаветой. Дочь императрица называла «котенком» и обожала. Но в 1808 году ей пришлось хоронить любимое дитя.

Со временем отношения Александра I и его супруги стали гораздо более теплыми, и они будто действительно полюбили друг друга. Но общих детей у них так и не было.

Оцените статью
Как российские императрицы скрывали внебрачных детей
Что понимает женщина с возрастом: потрясающее стихотворение Л.Рубальской