«За самоваром сидела, разливая чай, девушка лет шестнадцати-семнадцати, тоже некрасивая (как мать), худенькая, на редкость привлекательная. Это была старшая дочь Праховых Леля» — вспоминал о знакомстве с Еленой Михаил Нестеров.
Елена родилась в 1871 году в семье русского историка искусства Адриана Викторовича Прахова и пианистки Эмилии Львовны. Родители девочки были очень гостеприимными и общительными. Один из их гостей вспоминал:
Жил Прахов широко, семья у него была прелестная, артистическая. Но дом его, всегда битком набитый гостями, носил печать какой-то большой студенческой квартиры. В этом доме с утра до вечера ели, пили знакомые и малознакомые люди, начинающие художники, путешественники, иностранцы, приезжали сановники из Петербурга, и за огромным столом сидели рядом с мохнатыми блузниками православные архиереи и католические епископы и решительно всем без различия оказывался одинаковый прием
С самого детства Ляля вращалась в творческой среде. Мать с отцом ей и другим своим детям дали прекрасное образование и она легко находила общий язык с деятелями искусства. Неудивительно, что когда в дом к Праховым заходили художники, то они сразу проникались вниманием к общительной и улыбчивой Елене. Она обладала колоссальным обаянием и умела становиться «прекрасной дамой», вокруг которой кружили «рыцари».
Нестеров увлекся барышней. Она так его вдохновляла, что получив заказ на создание «Святой Варвары» для Владимирского собора, он решил, что станет писать святую с Елены.
Вот только художник не учел, что у девушки, а вернее у ее родителей были свои недоброжелатели. Жена киевского генерал-губернатора Игнатьева была сильно возмущена, узнав кого избрал себе в модели Нестеров и убедив других киевских дам, что происходит непотребство, учинила скандал, требуя убрать изображение Ляли.
Нестеров вспоминал:
Голова святой Варвары… была ненавистна киевским дамам, и они добились, чтобы меня вынудили ее переписать. С огромным трудом удалось Васнецову уговорить меня сделать эту уступку… Конечно, голова Варвары после этого потеряла то, что меня в ней радовало. Это была самая крупная неприятность, какую я имел за время росписи Владимирского собора
Художнику не давало покоя то, что его заставили исправить работу и он хотел написать новую картину с Еленой. Название нового полотна было «Чудо». Работа над этим творением заняла целых 27 лет.
В 1923 году картина была выставлена в Америке, а потом Нестеров ее уничтожил. Остался лишь небольшой фрагмент работы.
Такая долгая работа над увековечиванием образа Праховой, несомненно, свидетельствует о чувствах живописца к ней. Картина стала символом его несбывшихся надежд…
В 1899 году Нестеров сделал предложение Елене и она согласилась. Близился день их свадьбы, но внезапно все расстроилось. Родственница Праховой написала, что:
Эмилия Львовна [мать Елены] была дамой с придурью. (…) Она была довольно властным человеком — эдакая домашняя Салтычиха. Эмилия Львовна испортила жизнь своей дочери Елене. В неё был влюблен тогда малоизвестный художник Михаил Нестеров… Но Эмилия Львовна воспротивилась, сказав, что Лёля достойна лучшей партии. В итоге Елена так и не вышла замуж
Возможно, дело было во влюбчивости Нестерова, ведь в то время Юлия Урусман ждала от него первенца и отказ Праховых вернул его к отношениям с Юлией. Хотя, ненадолго, об этом я уже рассказывала в предыдущих статьях про Нестерова.
Елена Прахова смирилась с тем, что личного счастья с живописцем не будет и погрузилась с головой в творчество. Она была изумительной вышивальщицей и пока художники работали над картинами во Владимирском соборе, она для собора сделала вышивку шелком и серебром. Это была плащаница на которой девушка вышила рисунок художника Васнецова.
Также она вышивала для собора «Богоматерь» и «Святую Ольгу» по рисункам Нестерова.
С личной жизнью у Елены так и не сложилось. Что было тому виной неизвестно. Она прожила 77 лет и скончалась в 1948 году в Киеве.
Память об Елене жива, благодаря ее работам и картинам художников, запечатлевших девушку. Писал ее не только Нестеров. Она позировала с самого детства. Ниже в галере фото приведу картины, на которых она изображена.
Больше информации об этой музе художников найти не удалось.