Женщина без обязательств

Он задержал взгляд на крутых бедрах и белоснежных плечах девушки, а потом жестом повелел ей одеться. «Я хожу к тебе не ради удовлетворения плоти и умелых ласк», — улыбнувшись, Туллия подняла с пола сорочку и протянула герцогу бокал вина.

— Тогда я почитаю вам стихи, а вы мне свои, — нежно проворковала она. Эта женщина знала, у нее есть нечто большее, чем красота.

Туллия д’Арагона сама избрала путь порока. У нее не было нужды продавать себя, чтобы прокормиться, но только так видела она возможность почувствовать себя свободной и независимой женщиной. «Выйди я замуж за достойного человека, — размышляла девица, — он запрет меня в золотой клетке, и никогда не узнать мне ни любви, ни счастья».

Не желая становиться женой или матерью, она находила наслаждение в поэзии и философских рассуждениях. А какой мужчина потерпит рядом жену философа. Тулли не нужны были обязательства и клятвы, только свобода выбора.

Дочь одной из самых прекрасных женщин в Риме, Туллия не унаследовала ее красоты. Джулия Кампана Феррарезе утверждала, что родила девочку от кардинала Луиджи Арагонского, архиепископа Палермо. И он охотно давал деньги на содержание и образование Туллии, для нее нанимали лучших учителей, и те в один голос восторгались успехами маленькой ученицы.

Ее память, способность размышлять и богатая образами речь завораживали. Красавица мать пожимала плечами, к чему девочке все эти науки, когда она так невзрачна. Худая и плоская, словно доска, только золотые волосы по-настоящему хороши, а вот крючковатый нос слишком выделяется на лице и тем портит всю картину.

В Италии начала XVI столетия красавицами считались невысокие пухленькие блондинки, аппетитные, словно сдобные булочки. Для женщины существовало три пути: выйти замуж, уйти в монастырь или стать ку*тизанкой.

Несмотря на свое почти благородное происхождение, а ее отец был внуком неаполитанского короля Фердинанда Арагонского, хотя и незаконнорожденного, Туллия избрала путь свободы. Она желала без условностей общаться с умнейшими мужчинами и сама увлекалась музыкой, литературой и философией. Особенно ее привлекали рассуждения о границах дозволенного женщине в любви.

В салоне Туллии собирались знаменитые поэты и люди искусства. Богатых аристократов привлекало столь изысканное общество и элегантная рассудительность хозяйки. Туллия д’Арагона не была красавицей, но стала знаменитой в своем роде, и в нее влюблялись поэты и художники.

Талантом Туллии восхищались Джироламо Муцио, посветивший ей «Трактат о браке», и Эрколе Бентиволио, а когда некрасивая возлюбленная покинула Феррару, один из жаждущих ее внимания покончил с жизнью.

У отъезда Туллии была веская причина – она ждала ребенка. Появившуюся на свет девочку Пенелопу забрала мать Туллии, чтобы воспитывать как ее сестру. В Сиене Туллия вышла замуж, но не потому, что решила покончить с прежней жизнью, ей просто надоело подчиняться условностям и соблюдать правила, которым должны были следовать женщины ее профессии.

По законам она даже не могла поселиться там, где хотела бы, прописаны были ограничения в одежде, местах, где она могла появляться, и так далее. Впрочем, господин Сильвестр Гвиккарди получил некую сумму денег за то, что следующий ребенок Туллии носил его фамилию, а после исчез из ее жизни навсегда.

Один банкир стал слишком часто наведываться к ней и делиться государственными тайнами, так что Козимо Медичи пришлось расправиться с ним.

Медичи и сам часто бывал во дворце Туллии и высоко ценил ее поэтический дар. Со временем она даже переехала во Флоренцию, где герцог Медичи даровал ей официальный статус поэтессы и освободил от необходимости соблюдать закон, по которому женщина ее профессии не имела права носить драгоценности и шелковые платья, но обязана была носить головной убор с желтой полосой.

Годы, проведенные во Флоренции, стали для Туллии д’Арагона самыми плодотворными. Она написала серию сонетов, и прекрасное их издание подарила герцогине Элеоноре Толедской. Дом ее стал своеобразной философской академией, а результатом бесед и теорий, что рождались в собравшемся у нее обществе, стали «Диалоги о бесконечности любви».

Однажды недоброжелатели и конкурентки донесли, что Туллия не соблюдает законы о роскоши, и только заступничество Козимо Медичи спасло ее от суда и позора. В 1548 году она вернулась в Рим, и она объявила себя только поэтессой и женщиной искусства. Нравы менялись, и более Туллия не могла рисковать, бросая вызов обществу.

Скончалась некрасивая ку*тизанка и поэтесса, заступница за право женщин получать образование и самостоятельно распоряжаться своей жизнью, в 1556 году.

Оцените статью