Как из-за Высоцкого Иван Бортник стал «Промокашкой» и другие малоизвестны факты об актере

Прекрасный актер, самый высокий критик собственной работы, талантливый, инициативный и креативный исполнитель множества ярких ролей второго плана и нескольких первоплановых – Иван Бортник. Он на собственном примере показывает, что в одном человеке может сочетаться интеллигентное воспитание, яркий ум, начитанность, трудолюбие, самоотдача актерской профессии и «бандитское» прошлое.

Как рвение к сцене помогло парню, ввязавшемуся в неблагонадежную компанию, взять волю в кулак и добиться поставленных высоких целей? Как пригодился уличный опыт в актерской карьере и что ждало актера Ивана Бортника на пути к всенародной славе – поговорим в статье.

Детство интеллигента с друзьями из подворотни

Иван Сергеевич Бортник – яркий представитель потомственной московской интеллигенции. Отец Бортника – Сергей Васильевич, занимал должность главного редактора Гослитиздата. В настоящее время организация называется «Художественная литература», одно из московских издательств.

Мать будущего актера – старший сотрудник Института мировой литературы, доктор филологических наук. Дед – георгиевский кавалер. Родители приобщали детей к науке. Поэтому с детства Иван увлекался чтением литературы, умел играть на виолончели, интересовался кино и театром.

Сложно, наверное, представить, но и в такой семье мальчик смог «связаться с плохой компанией». Все дело в том ,что родители Бортника, будучи очень интеллигентными людьми, были еще и чрезвычайно занятыми, как и все взрослые послевоенного времени.

В целом времена были тяжелые, да и столь высокие должности требовали максимальной отдачи. Времени на воспитание сына практически не оставалось. Поэтому Ваня рос мальчиком самостоятельным, а недостающие пробелы быстро заполняла улица.

В районе где рос Бортник водилось много шпаны. Мелкие хулиганства и даже серьезная, уголовно наказуемая проказа, все было в «послужном списке» юного Бортника, ему как-то пришлось постоять «на шухере», пока друзья чистили ларек.

Несмотря на накопленный опыт разбойника, Иван Сергеевич всегда мечтал стать актером, а для этого нужно было много учиться, читать и распрощаться с «темной компанией», что он благополучно и сделал.

Первый негативный опыт в кино, становление Бортника как актера

В 17 лет Иван Бортник подал документы на поступление в ГИТИС, парень твердо решил учиться на актерском факультете. Позже, из-за конфликта с руководством, сменил учебное учреждение на Щукинское театральное училище, на актерский курс Владимира Этуша. Сразу после выпуска его приняли в Московский драматический театр.

О годах работы в нем Бортник вспоминает скорее безрадостно. Не устраивал молодого артиста тамошний репертуар. В интервью газете «Советский экран» Иван Сергеевич в шутливой форме сознался, что там ему пришлось играть одних «дегенератов». Так тот одним словом описал драматургию театра имени Гоголя. Множество «пустых» любовных постановок «привокзального» театра. Публика ходила на спектакли соответствующая, случайная – и выбор авторов и репертуара был такой же, неясный.

В 1967 актерская карьера пошла в гору, Бортника пригласили работать в Театр на Таганке. Режиссер Юрий Любимов вместе со своими спектаклями «гремел» на всю Москву, и не только. Посчастливилось играть в них и Ивану Сергеевичу. В числе работников «Таганки» он исполнил роль Моцарта, Лаэрта и многих других, запомнившихся зрителю, персонажей.

Дебют в кино тоже был малорадостным. Первая роль случилась еще при работе в драмтеатре, в антирелигиозном фильме, назывался он «Исповедь». Фурора картина не произвела ни на зрителя, ни на самих актеров. После первых съемок у Бортника наступил 8-летний перерыв в съемках в кино.

После перерыва кинокарьера пошла в гору, но чаще всего Иван Сергеевич играл роли второго плана. Первая главная роль была предназначена актеру в фильме «Место встречи изменить нельзя». Но вмешалась судьба… Дело в том, что на одну из главных ролей утвердили коллегу по театру и одного из ближайших друзей Бортника – Владимира Высоцкого. Вторую главную роль для работника Театра на Таганке «выбить» не удалось.

Бортник, несмотря на то, что в родном театре славился как норовистый коллега, часто спорил с режиссерами, но коллегам по цеху дорогу никогда не переходил. Например, когда роль Гамлета, куда утвердили Высоцкого, хотели отдать Бортнику, тот наотрез отказался. Поэтому режиссер Говорухин предложил талантливому Ивану Сергеевичу выбрать для себя любую роль из остальных оставшихся самостоятельно. Так он смог подарить публике «Промокашку», пособника главаря банды.

Заложник талантливого исполнения, Промокашка из банды Черной кошки

Роман братьев Вайнеров «Эра милосердия» стал основной идеей для сценария фильма «Место встречи изменить нельзя». Речь в фильме идет о борьбе сотрудников милиции с членами криминальной организации «Черная кошка» в послевоенное время. Ярким, запоминающимся, искрометным оказался не только сюжет фильма, но и сама игра актеров. Талантливейший состав, среди которых Высоцкий, Кошкин, Белявский, Джигарханян, Евстигнеев, Садальский и, конечно же – Бортник.

Известный и запомнившийся публике пособник банды «Черная кошка» Промокашка – плод богатого воображения и талантливого воплощения непосредственно самого Ивана Бортника. Изначально персонаж был не то, чтобы второстепенным, а даже не должен был произносить ни единого слова в фильме, его описали в сценарии, как «молчаливый парень в шестиклинке».

Актеру, знакомому с «криминальной жизнью» не по наслышке, понравился Промокашка, Иван сам наделил его характерными чертами, манерой поведения, он, хорошо знакомый с бандитским говором сам написал текст. Персонажа утвердили, Бортник много импровизировал. Он настолько ярко и талантливо сыграл, что часть реплик пришлось урезать.

Консультант со стороны милиции опасался, что такому персонажу захочется подражать и уже на следующий день после выхода фильма в массы, в каждом дворе будет по своему Промокашке.

Непостижимо уму, но сыграв множество ролей, больших, маленьких, запоминающихся и малоизвестных – сам актер считает основную массу своих перевоплощений откровенно неудачными. Бортник был самокритичен и в целом считал, что в актерской профессии нельзя себя щадить.

В интервью зачастую он упоминает всего несколько своих картин. Среди них «А был ли каротин?», «Родня» и «Зеркало для героя» – одна из немногих главных ролей. В последние годы перед смертью Иван Бортник практически не снимался, на театральную сцену выходил также редко, чаще в спектаклях-воспоминаниях о знаменитом друге и коллеге по театру – Высоцкому.

Умер талантливый актер 4 января 2019 года.

Оцените статью
Как из-за Высоцкого Иван Бортник стал «Промокашкой» и другие малоизвестны факты об актере
«Варфоломеевская ночь — время демонов»