Фальшивый король

Ирония судьбы: его имя переводилось как «сильный воин», но в истории он запомнился именно «фальшивым королем». Последним из Меровингов! Да, он стал тем, на ком прервалась многовековая история династии. Хильдерик III мог бы оказаться человеком совсем другой судьбы, но у него не хватило ни силы воли, ни смелости, ни удачи. И его грозное имя стало почти насмешкой.

После смерти в 737 году короля Теодориха IV междуцарствие длилось целых семь лет. Редчайший случай в истории, чтобы трон оставался вакантным столь долгое время! Дело в том, что у правителя не было сыновей, и найти подходящего претендента оказалось непростой задачей.

Пока же государством управлял майордом Карл Мартелл, и вполне справлялся. Однако и он, весьма честолюбивый человек, понимал – вечно так продолжаться не может.

Государству требовался король. Хотя бы как символ. Ведь Теодорих IV и был всего лишь символом – ни в одном сражении участия не принял, настоящего права голоса не заимел. Эти последние Меровинги представляли собой унылое зрелище… И вот, спустя почти семь лет, корону требовалось возложить на чью-то голову. Желательно на голову представителя династии. Так было безопаснее, правильнее по закону.

Хильдерика называли сыном короля Хильперика II, хотя современные историки сомневаются в этом. Есть несколько версий происхождения «сильного воина». Одна из них, что Хильдерик вообще не принадлежал к роду Меровингов, и был назначен Карлом Мартеллом абсолютно случайным образом. Молодой человек тихо жил в монастыре Сент-Омер, пока его не посадили на трон приблизительно в конце февраля 743 года.

Родные сыновья Карла Мартелла – Пипин и Карломан – стояли подле Хильдерика III во время коронации. Внешне этот молодой мужчина (приблизительно 29 лет) действительно напоминал Меровинга: высокий, с длинными светлыми волосами.

Известно ведь, что короли династии никогда не стригли своих волос! Они считали их свидетельством своей силы, своей непохожести на других. Наверное, это выглядело красиво: длинные золотые волосы, а поверх блестящий обруч!

Нового правителя, как и предыдущего, использовали исключительно для церемониальных задач. Но майордом не все учел. Если знать удовлетворилась появлением «Меровинга ниоткуда», то в народе начали шептаться: «А король-то – ненастоящий! Фальшивый король!».

Если бы Хильдерик еще вел себя как государь, то ему бы поверили. Но его, с одной стороны, ограничивали родные Карла Мартелла, а с другой – он и сам не рвался к управлению государством. Не умел? Не был амбициозным? Или понял, что так проще сохранить себе жизнь?

В 747 году один из сыновей майордома, Карломан, решил удалиться в монастырь. Оставшийся сын, Пипин, к тому времени, совершенно «оперился» и почувствовал себя достаточно могущественным, чтобы… самостоятельно надеть корону.

Препятствие в виде Хильдерика смущало его, но не настолько, чтобы отказаться от своих планов. Однако Пипину потребовалось четыре года, чтобы собраться с силами и обратиться за советом к папе Римскому.

В Риме тогда главенствовал Захарий – пожилой греческий понтифик. На вопрос заинтересованного франка: « Кому должна принадлежать власть в королевстве?», Захарий ответил несколько необычно – тому, у кого она есть. Сомнения Пипина были рассеяны, раз сам папа дал ему добро на перемены. Власть принадлежала сыну Карла Мартелла. Наступило время, когда об этом должны были узнать все!

В последний осенний месяц 751 года король Хильдерик III – последний из Меровингов – узнал о своей дальнейшей участи. Ему объявили, что с согласия Рима король должен принять монашеский постриг. Возражать было совершенно бессмысленно, и Хильдерик позволил слугам Пипина отрезать его длинные золотые волосы.

Символический жест был исполнен глубинного смысла! Ведь эта роскошная шевелюра – наследие королей, его отличие от простых смертных. Теперь же Хильдерика равняли со всеми.

Фальшивого короля отправили в ту же обитель, из которой он когда-то пришел. Сын майордома, Пипин Короткий, стал государем среди франков на следующий же день. Формально его выбрали знатные семьи королевства, на совете в Суассоне. На самом же деле альтернативы Пипину не существовало. В мае 752 года совершили коронацию и помазание на царство.

Тот, чье право на трон оспорил Пипин, завершил свой земной путь несколькими годами спустя. Ходили легенды, будто бы у последнего Меровинга имелся сын, который тоже попал в обитель. Но это ровным счетом ничего не значило.

В королевстве франков утвердилась новая династия. Занятно, что ее название – Каролинги, а вовсе не «Пипиниды», что ближе к истине. Вероятно потому, что слава и блеск Пипина Короткого не идут ни в какое сравнение с достижениями его сына, императора Карла Великого.

Оцените статью
Фальшивый король
Личная драма Жюля Верна