Немцы на английских тронах

Нынешняя принцесса Уэльская станет всего лишь третьей английской королевой за двести с лишним лет. Третьей! Потому что с начала XVIII века другие женщины-королевы в Великобритании имели, преимущественно, немецкое происхождение. Да и сама династия Виндзор – давайте будем честны – совсем не Виндзор. Фамилию поменяли в годы Первой мировой, когда все немецкое вызывало отторжение.

Императоров из династии Романовых до сих пор упрекают в преклонении перед немцами. Дескать, на протяжении сотен лет брали жен исключительно из германских княжеств. Началось это при императоре Петре I, который женил царевича Алексея на Шарлотте Брауншвейг-Вольфенбюттельской. Почему выбрали немку?

Императору Петру очень хотелось стать «своим» в среде европейских королей, развивать торговлю со всем миром, заключать выгодные союзы… А кроме того, иностранные принцессы часто исповедовали католическую веру, которую не желали менять. Немки в этом плане были намного сговорчивее. Они начинали исповедовать православие, меняли имена на русские, и никого это не смущало.

Но помимо русских императоров «привычка жениться» на немках укоренилась и в Великобритании. Более того! После угасания династии Стюартов, на престол в Лондоне взошел их дальний родственник, представитель Ганноверской династии, Георг I.

Он говорил по-английски очень плохо. Местная знать была для него чужой. В политику особенно не лез, предпочитал доверять своим министрам. И, конечно, окружал себя немецкой аристократией. Его жена была тоже немецкой принцессой (с которой он развелся после нарушения ею брачных обетов), его фаворитка Мелюзина фон Шуленбург тоже имела немецкое происхождение. Своя рубашка ближе к телу!

Кругозор сына Георга I был уже несравненно шире. Он говорил по-немецки и по-французски, он знал английский язык, но его учителем назначили немца. Когда пришла пора выбирать принцу невесту, то искали по всей Европе… и Георг сам выбрал понравившуюся ему Каролину Бранденбург-Ансбах.

На престол он взошел под именем Георга II и своего сына впоследствии женил на немецкой принцессе Августе. Сложилась настоящая традиция!

Таким образом, к концу восемнадцатого века на престоле в Англии сидели стопроцентные немцы! Дети короля Георга III тоже вступали в браки с девушками из разных немецких династий – Брауншвейгской, Саксен-Мейнингенской, Вюртембергской, Мекленбург-Стрелицкой…

Один только принц Август Фредерик позволил себе брак с англичанкой, леди Мюррей. И за это его отругали все – и семья, и другие аристократы. Леди Мюррей, настоящая уроженка британских островов, не дотягивала по своему происхождению до принца. Как он мог!

А потом возник настоящий кризис престолонаследия. Единственная законная наследница престола, принцесса Шарлотта Уэльская, скончалась родами. Чтобы Англия не осталась без королей, пришлось ее пожилым дядюшкам в спешном порядке жениться и дожидаться рождения детей. Так что королева Виктория – это почти случайность на троне.

Она родилась в позднем браке герцога Кентского (сына Георга III) и Виктории Саксен-Кобург-Заальфельдской. Увидеть, как его единственная дочь взошла на престол, герцог не успел – он скончался, когда маленькой принцессе Виктории было всего-то восемь месяцев. Но династия выжила!

Получается, что королева Виктория – представитель той самой Ганноверской династии…. Но она опять-таки выбрала немца в мужья! Кого? Своего двоюродного брата, принца Альберта Саксен-Кобург-Готского…

В юности у королевы случился короткий роман с наследником русского престола, но этот союз не сложился. Слишком большие политические сложности он бы вызвал: цесаревичу Александру пришлось бы отречься от трона на родине. Или Виктории покинуть свой трон… На компромиссы решили не идти, пара распалась.

Принц Альберт «усадил» на английский трон своих потомков. С девятнадцатого века правящая династия в Великобритании называлась Саксен-Кобург-Готской. И ее представители все также женились на немках… Даже королева Александра Датская, жена Эдуарда VII… не совсем датчанка. Ее родители носили фамилии Глюксбург и Гессен-Кассель.

А кто был первой английской королевой? Печенька. Или Пышка. Ей придумывали много прозвищ из-за ее полноты и слухов о происхождении от кухарки (сразу скажу, что слухи – стопроцентная выдумка!). Но Елизавета Боуз-Лайон принадлежала к местной аристократии. Она была связана родством с семьей Кавендиш и Спенсер, Гримстэд, Стратмор и еще многими другими. Именно она «влила» в немецкую династию настоящую английскую кровь.

Впрочем, немцы сами устыдились своего происхождения. Еще в годы Первой мировой поменяли свою типично немецкую фамилию на звучную Виндзорскую. Почему выбрали Виндзор? А это было очень символично! Назвались в честь замка, который был заложен еще во времена Вильгельма Завоевателя. Виндзор – это твердыня, оплот, это на века… Вот и стали кобургцы – Виндзорами.

Интересно, что Елизавета Боуз-Лайон выходила замуж не за наследника престола, а за второго королевского сына, герцога Йоркского. Поэтому на его нетипичный брак (выбрана не принцесса, не пресловутая немка) смотрели сквозь пальцы.

Кто мог подумать, что принц Эдуард (а по-домашнему Дэвид) отречется от трона в 1936 году? Кстати, принцу Эдуарду сватали нескольких европейских принцесс, среди которых была одна представительница шведской династии (которая, как известно, изначально французская). А он выбрал американку.

Так что Елизавета и Маргарет – дети короля Георга VI – имели уже частично английское происхождение. Но Елизавета выбрала себе в мужья еще одного интересного (с точки зрения фамилии) человека – принца Филиппа!

Принц Филипп, который получил в Англии титул герцога Эдинбургского, от рождения принц Греческий и Датский. Он был сыном принца Андрея Греческого и Алисы Баттенберг. То есть, по отцу – потомок Романовых (его бабушка, Ольга Константиновна, родилась в Павловском дворце в Петербурге), по маме имел немецкое происхождение. Снова все закольцевалось! Снова немцы…

Династия, к слову, при Филиппе поменяла фамилию снова. Потомкам Елизаветы II теперь приходится носить фамилию Маунтбеттен-Виндзор.

Но дети Елизаветы Второй уже начали активно «обангличаниваться». Все, без исключения, взяли в мужья-жены не представителей немецких княжеских фамилий. Наследник престола женился за Диане Спенсер, и она бы стала английской королевой №2, если бы не случился развод. Поэтому королева из английской династии под вторым номером – это Камилла Паркер-Боулз. Урожденная Шанд.

Так что Кейт Миддлтон, которая теперь является женой престолонаследника, может стать третьей английской королевой за двести с лишним лет.

Возможно, тенденция продолжится, и нынешние принц Джордж, принцесса Шарлотта и принц Луи будут выбирать среди своих, среди уроженцев острова. Теперь законы мягче, вовсе не обязательно жениться на аристократках. Да и немецкие принцессы уже не пользуются спросом.

Датский король женат на уроженке Тасмании. Испанский – на местной журналистке. Голландский король – на аргентинке. А Матильда, королева Бельгии, имеет смешанное польско-бельгийское происхождение. Наследник норвежского престола выбрал девушку из своего же народа.

А претендент на русский трон женился несколько лет назад на итальянке Ребекке Вирджинии, которая теперь называется Викторией Романовной Романовой.

Оцените статью