«Я теперь не смогу выйти замуж?» — горестно спрашивала она, а врачи отводили глаза

«Я теперь не смогу выйти замуж?» — горестно спрашивала она, а врачи отводили глаза.

Зеркало ей давать запретили, не нужно девушке видеть, что с ней стало после девяти операций. Вера сначала плакала от боли, потом собралась и всё переносила стойко. Прежде чем она смогла заглянуть в зеркало, всё уже отболело, успокоилось. Шрамы на лице не заживали еще долго, но Вера тогда посмотрела на себя и сказала: «Живут и хуже, зато руки целы». Красавицей и раньше не была, что уж теперь плакать.

Это случилось зимой 1912 года, вместе с друзьями она каталась на лыжах и налетела на дерево. Врачам пришлось сделать десять операций, чтобы вернуть нос на место. Лежа в палате, девушка очень много размышляла о том, чего хочет. Замуж ей теперь не выйти, но ведь есть и другие пути, возможности. А ей так нравилось заниматься скульптурой. Вот чему стоит посвятить жизнь.

Выписавшись, Вера Мухина уговорила своих опекунов отпустить ее в Париж учиться.

Ей было всего три года, когда мама умерла. Игнатий и Надежда Мухины поженились по большой любви, и отец сделал всё возможное, чтобы вылечить ее от туберкулеза. Показывал лучшим специалистам в Москве и Петербурге, по советам врачей возил ее в Париж и Женеву, надеялся, что воздух Италии поможет. Благо, что капиталы позволяли, Мухины были купеческой семьей, состояние сколотил еще дед, Кузьма Мухин.

Пока отец боролся за жизнь их матери, девочек Марию и Веру забрала на воспитание подруга семьи Анастасия Соболевская. Она полюбила малюток и практически заменила им мать. А когда Вере было тринадцать, умер и отец. Она помнила его как человека щедрого, увлеченного изобретениями и покупавшего много картин. Но ей больше нравилась не живопись, а скульптура.

*

Оказавшись на попечении родственников, сестры Мухины сперва переехали в Курск, а потом в Москву. Древняя столица так поразила Веру, что она раз и навсегда решила, что будет жить только здесь. Но главное, нашлось призвание — поступив в художественную студию, девушка обнаружила, что когда лепит из глины, чувствует, будто летит. Вот оно, настоящее счастье.

У нее была молодость, были деньги, а значит, была и свобода. Рождеством 1912 года произошло то несчастье, катаясь на лыжах Вера Мухина врезалась в дерево, лицо пришлось собирать заново, девять операций. Лежа в палате и прощаясь с мечтами найти свою любовь, Вера поняла, что настоящая ее страсть в скульптуре. И уговорила опекунов отпустить ее в Париж.

Два года провела Мухина, обучаясь в частных студиях, перенимая секреты мастерства у Эмиля-Антуана Бурделя, посещая музеи и изучая скульптуры и живопись Ренессанса в путешествиях.

А когда вернулась в Москву, началась Первая Мировая война. Рассудив, что пока у нее есть руки и рассудок, нужно делать то, что можешь для других, Вера поступила на курсы медсестер и стала работать в военном госпитале. Это был трудный опыт. Раненые и умирающие мужчины, отсутствие необходимых медикаментов, не хватало бинтов, обезболивающих, людей, в конце концов. Вера дежурила в свои и не в свои смены, часто не спала по несколько дней.

В этот непростой период она встретила мужчину, которому суждено было стать ее единственной любовью. Врач Алексей Замков тогда только заметил Веру, но еще через два года, когда его назначили начальником госпиталя, они встретились в Москве.

Шрамы на ее лице стали уже едва заметны, но ему было все равно, даже если бы они покрывали все лицо Веры. Он сразу почувствовал в ней доброту и безумно боялся потерять. А когда в госпиталь попал снаряд и несколько мгновений он думал, что Вера мертва, оказались настолько ужасны, что он уговорил Мухину уйти с должности.

— В жизни я боюсь только одного, потерять Вас, — тихо, но твердо произнес он. И она подчинилась. Поженились они в 1918 году.

Когда началась революция, нужно было принимать решение — оставаться в России или уезжать. В Риге были недвижимость и счета, можно было жить безбедно. Старшая сестра Мария уговаривала Веру и Алексея ехать, но те отказались. Мухина точно знала, работать она может только в Москве.

Тем более, что новой власти очень по вкусу была монументальная скульптура и работы Веры Мухиной имели успех. Она разрабатывала проекты памятников, правда, почти ничего из тех работ не было реализовано.

Зато Вера попробовала себя в качестве модельера. Ее подругой была Надежда Ламанова и вместе женщины с энтузиазмом принялись создавать новую моду. Платья от Мухиной были простыми, функциональными и выполнялись из дешевых материалов — бязи, бумазеи. Зато украшали их разработанные Мухиной узоры, стилизация народной вышивки.

Из Нидерландов пришел заказ на две тысячи платьев от Мухиной. На выставке в Париже советские модели с пуговицами, вырезанными из дерева и бусами из раскрашенных хлебных мякишей имели невероятный успех.

*

*

В 1920 году у Веры и Алексея родился сын. Когда мальчику, названному Владиславом, исполнилось четыре года, он упал и так сильно повредился, что начался костный туберкулез. Врачи сказали готовиться к худшему, тогда Замков сам решил оперировать сына, Вера ему ассистировала. И родителям удалось поставить сына на ноги! Это был долгий путь, но они прошли его не жалуясь.

Всю свою боль, волнения, страхи Мухина выражала в скульптуре. А ее муж в это время работал над «эликсиром молодости», лекарством, лечебный эффект которого достигался за счет концентрации большого количества гормонов. За эту работу его прозвали шарлатаном, а в 1930 был сослан в Воронеж. Вера последовала за мужем, в ссылке они провели два года. А потом вдруг все изменилось и Замкова вернули, создали под него НИИ и выделили для жизни особняк у Красных ворот.

В 1934 году на Всемирной выставке в Париже была представлена гигантская скульптура «Рабочий и колхозница». Двадцать четыре с половиной метра в высоту, весом 185 тонн, скульптура, выполненная из сияющих стальных листов, была размещена на постаменте высотой 34,5 м. Казалось, что мужчина и женщина парят в воздухе, советские гиганты летели над Парижем, над всем миром. Это был грандиозный успех.

Когда фигуру установили у входа в ВДНХ, Мухина расстроилась. «Рабочего и колхозницу» установили на десятиметровом постаменте и ощущение полёта исчезло. «Статуя ползает по земле», — с досадой говорила Вера.

Она многое успела, но была уверена — еще большего не сделала. Всего Вера Мухина получит пять сталинских премий.

Даже в годы Второй Мировой, когда деятелей искусства отправляли в эвакуацию, Мухина не нашла сил покинуть любимый город. Она уехала было, но вернулась. А когда воссоединилась с мужем, тот уже был очень болен. Алексей Замков скончался от инфаркта. Меньше чем через час после его смерти ей позвонили и сообщили о присвоении звания заслуженного деятеля искусств.

Еще в 1937 году Вера Мухина получила в наследство от деда четыре миллиона латов, но воспользоваться этими деньгами не могла. Впрочем, деньги никогда не были для нее на первом месте: «Хочу работать свободно, а не за кошелек».

Великая Вера Мухина скончалась 9 октября 1953 года.

Оцените статью
«Я теперь не смогу выйти замуж?» — горестно спрашивала она, а врачи отводили глаза
Актриса-красавица и горячий грузинский мачо — Мария Андреева и ее супруг