Тома надела то самое крепдешиновое синее платье в цветочек, ткань которого, казалось, еще помнила теплоту его рук…
Секретарь Днепропетровского обкома КП(б)У по оборонной промышленности Леонид Ильич Брежнев считался одним из самых перспективных партийных функционеров страны.
Идеологически подкован, крепкий хозяйственник, к тому же, верный семьянин.
Еще в 1927 году в возрасте 21 года Леонид женился на первокурснице Курского медицинского техникума Виктории Денисовой. В семье было двое детей — дочка Галина и сын Юрий.
Казалось, путь Брежнева наверх будет плавным и стабильным, однако, начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война, спутала все карты. Суровому испытанию подверглись не только карьерные перспективы Леонида, но и его семья.
С началом войны 35-летний Брежнев занимался мобилизацией населения в РККА, затем в его обязанности входила эвакуация промышленности.
28 июня 1941 года был призван Днепропетровским военкоматом в армию. В сентябре Брежнев был назначен заместителем начальника политуправления Южного фронта с присвоением звания полкового комиссара.
Карьера Леонида Ильича на фронте развивалась почти столь же стремительно, как и на «гражданке»: с марта 1943 года он уже являлся заместителем начальника политуправления Черноморской группы войск Северо-Кавказского фронта.
Семья Леонида Ильича с началом войны была эвакуирована в село Бородулиха Семипалатинской области в Казахстане. Брежнев часто писал жене Виктории Петровне, рассказывал о военных делах, делился своими переживаниями.
Умалчивал Леонид Ильич лишь об одном: на фронте у него появилась другая жена. Правда, не законная, а так называемая походно-полевая.
Тамара Николаева (девичья фамилия — Лаверченко) родилась в Москве, но детство провела в Днепропетровске, так что, в каком-то смысле, она была землячкой Брежнева. Розовощекая, улыбчивая красавица с великолепной фигурой овдовела еще до войны.
В июне 1941 года была эвакуирована на Кавказ, где стала фронтовой медсестрой.
На замначальника политуправления Леонида Брежнева обращали внимание все военнослужащие женского пола: красив, черноволос, с приятной улыбкой, да к тому же, великолепный танцор.
Однако Леонид заинтересовался только скромной красавицей Тамарой. Фронтовой роман развивался стремительно. Чтобы девушка была рядом, Брежнев поспособствовал ее переводу в штаб. Через много лет Тамара вспоминала:
«Кто бы тут долго раздумывал! После крови, грязи предлагают чистую работу в тепле – выписывать партбилеты и аттестаты».
Для девушки Леонид стал защитником и надежным плечом, на которое всегда можно было опереться:
«Он называл меня Томой. У него был красивый мягкий баритон. Его речь отличалась от речи других офицеров. Он ведь не кадровый военный. Матерщины и хамства я от него никогда не слышала. Нельзя было в него не влюбиться. Аристократических манер у него не было, но приглашал он очень ласково.
Улыбка добродушная, белозубая, с ямочками – ну, невозможно же ему отказать. И вот мы с ним кружимся в вальсе по всему залу, и я чувствую, как он бережно ведет меня, какой он сильный, и он ко мне прижимается».
Но — война есть война. Влюбленные оказались разлучены очередными назначениями. Брежнев писал своей походно-полевой жене также часто, как и законной. Более того, он отправлял Томе свои фотографии. На одном из снимков красовалась надпись:
«Милая Тома! Помни всегда, что у тебя есть надежный, любящий тебя друг. 5 мая 1943 года. Л. Брежнев».
После окончания войны Тамара вышла замуж за генерала, поселилась в Киеве. Леонид Ильич в сентябре 1945 года был назначен начальником политуправления Прикарпатского военного округа, и воссоединился с семьей в Черновцах.
Любовь к Томе все еще жила в сердце Леонида, из-за чего он ужасно страдал. В какой-то момент Брежнев отправил фронтовой подруге письмо, в котором то ли в шутку то ли всерьез попросил ее приехать.
Тамара приехала, но Леонида дома не застала. Дверь ей открыла Виктория Петровна. Николаева хотела извиниться, тихонько уйти, но жена Брежнева остановила ее, пригласила войти.
Виктория Петровна заявила гостье, что ей все известно о походно-полевой жене мужа. Она приняла этот факт и никого не осуждала. Единственное, чего Брежнева потребовала от Тамары — уехать и навсегда забыть ее мужа.
Николаева пообещала, но сдержать слово не смогла — во многом из-за настойчивости Леонида. Дочь Якова Ильича Брежнева, брата генсека, вспоминала:
«Роман с Тамарой у Леонида тянулся долгие годы, они сходились и вновь расходились».
Когда Брежнева перевели в Москву, он похлопотал, чтобы Тамаре выделили квартиру в районе Сокол.
Об этом стало известно Виктории Петровне. Супруга Леонида Ильича, всегда спокойная и вежливая, пришла в неистовство и устроила мужу огромный скандал. Помимо прочего, она грозилась повлиять на любовников «по партийной линии».
Пытаясь успокоить супругу, Леонид Ильич заявил, что квартиру Тамаре выбил не он, а упомянутый выше Яков Ильич. Виктория сделала вид, что поверила, но заявила Якову:
«Ты, Яша, как был дураком, так им и остался. Как брат, ты можешь, конечно, Леонида покрыть, но не до такой же степени. Может, ты еще скажешь, что спал с ней вместо него?» Леонид плюнул с досады и вышел из-за стола».
Между тем, тайные встречи Леонида и Тамары продолжались. Женщина сделала несколько аб ортов, подорвавших ее здоровье.
После очередной беременности Томы, Леонид Ильич решил — все, он уходит от жены к возлюбленной. Уходит, несмотря на все сложности, несмотря на тень, которая будет брошена на Брежнева как образцового коммуниста.
Внучка Брежнева Виктория вспоминала:
«Была у деда фронтовая подруга Тамара. После войны дед приехал к бабушке сказать, что уходит. Но этого не произошло. Он не смог. Бабушка знала про него все, и про влюбленности тоже. Но она никому не жаловалась. Она была очень закрытая женщина, вся в себе».
В других источниках роковое объяснение выглядело еще драматичнее. Во время решительного объяснения Брежнева с женой в комнату вбежали дети — 17-летняя Галя и 13-летний Юра.
Слезы детей повлияли на Леонида Ильича сильнее, чем увещевания жены, родственников, требования партии — он остался в семье.
Брежнев нашел в себе силы порвать отношения с Тамарой, — между ними сохранилась лишь дружеская переписка.
С течением времени страсти улеглись, обиды забылись. Две семьи стали дружить, и ни Виктория Петровна, ни супруг Тамары не вспоминали то, что случилось между их вторыми половинками на фронте.
10 ноября 1982 года 75-летний генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев скончался во сне на государственной даче «Заречье-6».
Тамара Николаева была приглашена на похороны человека, которого она любила всю свою жизнь.
Скончалась Тамара в 2003 году в почтенном возрасте. До последнего дня она была благодарна Леониду Ильичу, и никогда не сказала о нем ни одного дурного слова.