Есенин был бунтарём-поэтом, Айседора — танцовщицей-новатором, которую называли «божественной босоножкой». Он хвастался многочисленными романами, а она, потеряв троих детей, зареклась когда-либо выходить замуж. Какой была и куда исчезла короткая, но яркая история любви русского поэта Есенина и американки Айседоры Дункан?
На момент знакомства Есенину было 26 лет, Дункан — 44 года. Она прибыла в Россию по приглашению Луначарского в 1921 году, чтобы открыть в Москве театральную школу. Не найдя личного счастья, Дункан не надеялась больше построить семью. Дочерями для неё стали ученицы, а все мысли занимал танец.
Появившись у нас, Дункан наделала шуму в богемной среде. Есенин, конечно, слышал о ней. И знал: она такая же бунтарка, как и он. Их первая встреча сорвалась. Но во второй раз Дункан предстала перед Есениным в струящемся хитоне. Через несколько минут поэт сидел у её ног, а она восхищалась его золотыми волосами.
По-русски Дункан знала десяток слов. Есенин не говорил по-английски. Но язык жестов и взглядов позволяет им отлично понимать друг друга. Роман развивается стремительно, и из-за большой разницы в возрасте Айседора стремится образумить Есенина, не отходя от него ни на шаг.
Есенин идёт в кафе — Айседора с ним. В театр — она с ним. Поэту хотелось свободы и, что называется, воздуха. Дункан его раздражает. И, как истинный бунтарь, он будто нарочно провоцирует её на ревность. Есенин забирает необходимые вещи и уходит, но через пару дней он уже снова у ног Айседоры. Это было похоже на зависимость.
«Айседора имеет власть надо мной. На что мне она или я ей? Я люблю крестьян, деревню и коров. А она — греческие вазы, в которых моё молоко скиснет. Но я к ней возвращаюсь…»
В 1922 году Дункан решается уехать из России. Ведь правительство обещало помочь ей финансово, но не сдержало обещаний. Чтобы содержать школу, Айседора планировала отправиться в турне со своими ученицами и взять с собой Есенина.
Чтобы поэт мог выехать, Айседора и Сергей поженились официально. Интересно, что оба взяли двойную фамилию: Есенин-Дункан. Впереди у них было большое путешествие: Европа, Америка и снова Европа.
В каждом отеле, где они останавливались, пара устраивала разборки из-за кутежей Есенина. В клочья летело всё: от мебели до посуды. Есенина и Дункан нередко выселяли из-за шума.
Так прошёл год. Из разных точек мира Есенин отправлял письма на родину и говорил, что там он никто. Просто муж гениальной танцовщицы.
«Здесь такая тоска!»
Есенина потрясла Америка. Поэту она показалась «бездуховным царством машин», где поэт чувствовал себя не в своей тарелке. И недоумевал, что о нём не пишут в зарубежных газетах. Однажды увидел-таки своё фото на обложке. Обрадовался. А потом понял, что о нём написали, как о муже той самой Дункан. Газета разлетелась клочками по асфальту.
Градус напряжения между Айседорой и Сергеем нарастал. Дункан надеялась, что в 1923 году после возвращения в Россию всё изменится. Но не получилось, и Айседора говорила:
«Я вернула этого ребёнка на родину. Больше у нас с ним ничего нет».
Она искренне верила, что отъезд за океан был для Есенина лучшим выходом. Дункан считала условия его жизни в России трудными. Но ошиблась.
В 1924 году Айседора снова уехала. Одна, но часто звала Сергея к себе. Вслед получила письмо от Есенина, в котором он кратко сообщал жене:
«Я влюблён. Женат. Счастлив».
На самом деле Есенин просто поселился у своей давней знакомой Галины Бениславской, которая была в него влюблена. А женился он позже на внучке Льва Толстого. Но Айседора Дункан об этом не знала: она поняла, что всё закончилось.
О Есенине танцовщица ни разу не сказала ни одного плохого слова. В 1925 году поэта не стало, а через 2 года ушла из жизни и Айседора, которая была для него то ли любовью, то ли просто наваждением.