Научил жену подчиняться и терпеть

«Я хочу жениться на маленькой девочке», — говорил Фрейд, и он нашел именно такую, о которой мечтал. Марта очаровательно болтала ножками и чистила яблоко ножичком, ее маленькие пальчики особенно ему понравились.

Марта Бернайс была не так уж и мала, ей шел двадцать второй год, и мать уже готова была поставить на дочери крест. Старая дева, которой суждено жить на попечении старшего брата. О горе, горе! Неужели она не понимает, отец их перед смертью был объявлен банкротом, ничего не осталось. Но единственного жениха упрямица отвергла, потому что не захотела выходить замуж ради денег. Ради чего же еще выходить замуж!

И только заверения единственного сына Эли о том, что он сумеет позаботиться о ней и о сестрах Минни и Марте, успокоили миссис Бернайс.

А вскоре у Марты появился жених. Они познакомились, когда Марта гостила у своих подруг — сестер Фрейд. Девушки всегда с восторгом рассказывали о своем брате Зигмунди, в семье его звали Зизи. Начинающий ученый подавал большие надежды. Сестры не очень понимали, чем именно он занимается, но проводит какие-то медицинские исследования и точно преуспеет.

Случайно войдя в гостиную, Зигмунд сразу же заметил Марту. «Маленькая девочка, которая очаровательно болтала ножками, чистя яблоко ножичком, который держала в своих маленьких пальчиках». И как-то сразу он решил, что Марта идеально подходит на роль жены. Он именно такую и искал, маленькую, скромную, не лишенную разумности и рассудительности.

Много раз Фрейд говорил, что его избранница должна быть послушной и мягкой, и Марта казалась именно такой. После непродолжительных ухаживаний Фрейд сделал предложение и получил согласие. Они переписывались почти каждый день, и в каждой строчке он старался сразу же установить правила. Она — его маленькая девочка, он — хозяин и господин, принимающий все решения.

Правда, на пути стояла неутомимая миссис Бернайс, рассудившая, что двадцатишестилетний мужчина на должности младшего врача в общественной больнице — не самая лучшая партия и Марте стоит еще подумать. Девушку увезли в Гамбург, но отношения с Фрейдами прервать было невозможно, ведь Эли женился на сестре Зигмунда.

Пока Фрейд искал стабильного заработка, чтобы содержать семью, он выстроил идеальную картину их будущей жизни: жить они будут в квартире с тремя комнатами, газовая плита по последнему слову техники, маленькая кладовая, Марта будет радушной хозяйкой, в дом к ним станут приходить гости-ученые, но главное, что она всегда должна слушаться его и хранить верность.

Он даже запретил Марте общаться с подругой, которая «вышла замуж до свадьбы», поскольку полагал такое легкомыслие совершенно недопустимым.

Фрейд сам подбирал книги, какие дозволено читать Марте, полагая, что «Дон Кихот», к примеру, «это чтение не для девушек, поскольку содержит так много грубых и отвратительных мест», пусть лучше читает Диккенса.

В сферу интересов жениха входило и питание будущей миссис Фрейд: «Горе тебе, моя принцесса! Когда я приеду, я зацелую тебя и закормлю. И если ты будешь непослушной, посмотрим, кто сильнее: маленькая девочка, которая слишком мало ест, или большой страстный мужчина…»

На вопрос Марты, считает ли он ее красивой, Фрейд отвечал, что она некрасива в том смысле, в каком это понимают художники, но она не должна сердиться на то, что он называет вещи своими именами. Видимо, по причине большой любви, Марта и после этого вышла за Фрейда замуж в 1886 году.

Первое, что сделал теперь уже супруг и господин, это запретил жене справлять религиозные обряды, к которым она привыкла, и учить этому их будущих детей. За первые девять лет брака Марта родила шестерых.

Карьера Зигмунда Фрейда шла в гору, он приобрел мировую известность и обширную практику, так что Марта и дети ни в чем не нуждались. У них был хороший дом, слуги, а еще с ними поселилась младшая сестра Марты, Минна. Пока Марта занималась воспитанием детей, Минна исполняла при профессоре Фрейде роль секретаря и помощницы.

*

Все в доме должно было исполняться именно так, как желает хозяин. От женщин он требовал преданности и покорности. Даже дочерям своим запретил получать образование, сделав исключение только для самой младшей, Анны. Она стала учительницей начальных классов и занималась исследованиями в области психоанализа, подражая отцу.

Женщины в его семье были такой же собственностью, как и все остальное, а потому только он мог решать их судьбу. Минни так и не вышла замуж, дочери приходили к нему на сеансы, рассказывая на кушетке о самых потаенных своих чувствах.

Брак Зигмунда Фрейда и Марты продолжался пятьдесят три года. За все это время она ни разу не посмела перечить мужу. Ни когда он запретил ей общаться с любимым братом, ни когда принял решение бросить пятерых своих сестер в Вене в 1938 году, когда сам получил разрешение эмигрировать вместе с семьей.

Некоторые полагают, что молчала она и о связи мужа с собственной сестрой. Отношения Фрейда с Минни и правда были очень близкими, но он всегда считал ее крайне непривлекательной.

Она пережила супруга на двенадцать лет, и их прах упокоился в одной урне.

Оцените статью