Бродячий Двор

Все двенадцать детей короля Англии Эдуарда III родились в разных замках. Анна Австрийская, знаменитая обладательница алмазных подвесок, почти три года колесила по Франции, не заезжая в Париж. Короли эпохи Валуа постоянно перемещались по дворцам и замкам Луары. А за ними, разумеется, и весь Двор. Такую бродячую жизнь вели многие государи – и на то были свои причины.

Это в сказках король сидит в своем дворце, а к нему постоянно приезжают гости: просители, родственники, шуты и менестрели. На самом деле, человек в короне редко подолгу находился в пределах одного замка. Во-первых, ему требовалось наводить порядок, если где-то начинали бунтовать.

Во-вторых, выполнялась представительская функция: подданные должны были видеть своего короля, знать его в лицо. Людовик XIV для этой цели заказал более двухсот собственных портретов. Он понял, что не в состоянии методично посещать все свои владения, и разослал по городам и весям царственное изображение.

Когда Британию захватил герцог Нормандский, ему пришлось долго и помногу «болтаться» по стране. Не все и сразу подчинились его власти, а, кроме того, королю приходилось бороться с разного рода слухами. Кто на шотландской границе мог быть уверен, что Гарольд Годвинсон действительно погиб в битве при Гастингсе? А вдруг этот Вильгельм – обычный самозванец?

Королю приходилось быть мобильным хотя бы для подтверждения своей власти. Вот почему Эдуард III (хорошо известный по романам цикла «Проклятые короли») постоянно переезжал. А за ним – жена и весь королевский Двор. Не случайно дети государя родились каждый в разной крепости: от Тауэра до Вудстока, от Хэтфилда до Лэнгли. Поскольку у английского государя были владения во Франции (еще до Столетней войны), то наведывался он и туда.

Это произошло оттого, что в двенадцатом веке владелица Аквитании, Алиенора, вышла замуж за Генриха II Плантагенета. С той поры короли были вынуждены «жить на два дома» – на острове и в своих французских землях. А попробуй, оставь без внимания хотя бы одну вотчину! Сразу начнутся заговоры…

Уроженец немецких земель, Георг I, хотя и получил английскую корону, душой оставался немцем. И при всяком удобном случае старался съездить на родину. И умер он вдали от Лондона. Французские короли XV-XVI века регулярно меняли резиденции: Шинон и Лош, Амбуаз и Шенонсо, Блуа и Анэ.

Бродячий Двор следовал за государями, сложив свои пожитки в сундуки. Вереницы экипажей могли ехать на короткое расстояние целый день, ведь везли с собой абсолютно все! Складные кровати – дешевле, чем держать постоянную мебель в каждом замке, гобелены – чтобы закрывать холодные стены, а еще утварь и одежду, светильники и книги.

В период гражданской войны во Франции, королеве Анне Австрийской пришлось многократно переезжать. Сначала – из соображений безопасности. Затем – для легитимности власти. У нее на руках был самый главный козырь, юный король. И что бы там не кричали бунтовщики в разных провинциях, королева всегда могла предъявить Людовика XIV: вот же, ваш государь! Ему вы должны служить!

Ей потребовалось несколько лет, чтобы дождаться относительно спокойного момента и снова вернуться в Париж. Кочевая жизнь к тому времени изрядно утомила придворных. Не в каждом городе или замке находились постели для всех. Известно, например, что в замке Рюэй самые знатные люди королевства спали прямо на соломе.

Настоящей непоседой была австрийская императрица Елизавета (больше известная как Сисси). Но ее любовь к путешествиям диктовалась не высокой целью, а желанием ускользнуть от условностей Двора, способом залечить душевные раны.

Известно, что красавица Елизавета страдала от депрессии, и с годами стала проводить в столице империи все меньше и меньше времени. Мадейра, Англия, Венгрия, Италия – география передвижений дамы была обширной. С 1865 года государыня проводила в Вене не больше двух месяцев в году!

А король Эрик Померанский так полюбил остров Готланд, что предпочитал проводить там большую часть своего времени. Известно, что в 1442 году он отрекся от норвежской короны, прямо признавшись: «Лучше быть королем пиратов на Готланде, чем королем Норвегии». Власть получил его племянник, Кристофер.

Кочевая жизнь королей была сопряжена со множеством трудностей – всегда была вероятность, что новый замок окажется хуже укреплен или менее приспособлен для жизни.

Что пока государь находится в отлучке, его трон кому-то приглянется. А еще орава придворных нуждалась в ночлеге и пище, и все это следовало как-то обеспечить. «Придворный – это жалкое существо», — сказала однажды приятельница французской королевы, принцесса Палатинская. Особенно, если Двор – бродячий.

Оцените статью