Наследницы Рокоссовского. О жизни дочерей выдающегося маршала

Герой Великой Отечественной войны, Маршал Советского Союза и Польши Константин Рокоссовский (1896–1968 гг.) был счастлив в браке с учительницей Юлией Барминой, которая родила ему дочь Ариадну.

Однако в годы суровых военных будней он поддался искушению и изменил своей Люлю с военным врачом Галиной Талановой, которая родила от него дочь Надежду. Как сложились судьбы наследниц выдающегося военачальника?

По стопам отца

Детство Адуси (1925–1978 гг.) – так ласково называл свою дочь Рокоссовский – поначалу было вполне счастливым. Ее родители обожали друг друга и трепетно заботились о ней. Но в 1937 году будущий маршал был арестован и попал в тюрьму по ложному обвинению в связях с польской и японской разведкой, то есть фактически был признан «врагом народа».

Многие родственники жертв большого террора отрекались от них, но Юлия и Ариадна остались верны Рокоссовскому. Непросто пришлось девочке в школе. Никто не хотел с ней общаться, никто не хотел садиться с ней за одну парту. Но Адуся оказалась достойной дочкой своего отца, который даже под пытками никого не оговорил и не оклеветал – ни себя, ни других.

Девочка с мамой стойко пережили это испытание и скоро были вознаграждены за терпение и верность. В 1940 году Рокоссовский благодаря хлопотам Георгия Жукова, Семена Буденного и Семена Тимошенко вышел на свободу. Он воссоединился с семьей, с которой в том же году провел счастливейший отпуск в Сочи.

Но через год грянула война, и они опять расстались. Юлия с Ариадной сначала укрывались в Москве, потом оказались в далеком Новосибирске. Находясь в самых опасных участках фронта, Рокоссовский постоянно думал о семье. Он слал жене и дочке трогательные, нежные, удивительно позитивные письма, в которых выражал искреннюю веру в скорую Победу.

«Дорогие мои Lulu и Адуся! Немцев бьем, гоним и ловим как зайцев. Для них наступил 41-й год, отводим душу за все огорчения, причиненные нам в этом злополучном году», – писал он в 1944 году.

Рокоссовский даже умудрился отправлять им кое-какую еду – варенье, мед, чай, грибы…

Ариадна с начала войны рвалась на фронт. Как многие ее сверстники, она жаждала принять участие в борьбе с общим врагом. Несомненно, в ней взыграла кровь отца, который с юности мечтал стать военным. Как Рокоссовский отнесся к затее дочки? Одобрил ли он ее решение?

Опытный генерал-лейтенант понимал, что девушка без подготовки не справится с тяжелейшей нагрузкой и советовал ей сначала закончить учебу и получить военную специальность.

«Милая Адуся, из уважения к папе береги, люби и уважай маму. Если обстоятельства позволят – учись. Изучай одновременно и военное дело. Будь в полном смысле слова амазонкой и до возвращения папы маму не покидай», – наставлял он ее в 1941 году.

Послушалась ли девушка отца? Несмотря на уважение и любовь к родителю, она все-таки поступила в школу радистов при Центральном штабе партизанского движения, которую успешно закончила в разгар Сталинградской битвы.

Родители страшно боялись за дочь: ведь ей предстояла смертельно опасная работа в тылу врага – в составе диверсионных групп или в партизанском отряде.

«…Меня… печалит сознание того, что ты стремишься во что бы то ни стало попасть на фронт. Ты не представляешь себе всей картины и условий службы и быта… Без согласования этого вопроса со мной на фронт не выезжай», – наказывал ей в письме Рокоссовский.

Однако девушка не послушалась отца и все-таки отправилась на войну. Она служила в радиоузле Центрального штаба и выезжала на фронт. Отчаянная решимость Ариадны едва не стоила жизни Рокоссовскому.

Однажды девушка уговорила отца взять ее на передовую. Внезапно налетели вражеские самолеты и обрушили на землю бомбы. Не привыкшая к такой опасности Ариадна вместо того, чтобы укрыться на обочине, упала на землю. Тогда Рокоссовский выскочил из укрытия и прикрыл ее своим телом.

Когда все закончилось, Ариадна поймала на себе полные ужаса взгляды офицеров и поняла: они боялись не за нее, а за своего командира, который мог погибнуть, спасая ее от бомб. Этот урок отрезвил девушку, и она больше не рвалась на передовую. Ее сын Константин рассказывал:

«Всех, кто с ней обучался, забросили в тыл врага. Маму на фронт не пустило командование, она осталась радисткой при… штабе. Не пустили, потому что она была Рокоссовская. Если бы попала в плен, гитлеровцы могли бы так сыграть на нервах полководца».

Тем не менее, Ариадна продолжила службу и в составе подвижного радиоузла дошла до Берлина.

Как сложилась личная жизнь Ады? Она вышла замуж за генерал-майора, начальника химических войск Московского военного округа – Виля (имя образовано от аббревиатуры слов Владимир Ильич Ленин) Кубасова, от которого родила 2 сыновей – Константина и Павла.

После войны Ариадна поступила в педагогический институт на факультет французского языка. Она воспитала достойных детей: Константин пошел по стопам деда, поступил на военную службу и дослужился до звания полковника, а Павел стал помощником прокурора.

Внебрачная, но любимая наследница

Хотя Надежда (род. в 1945 г.) была незаконнорожденной дочкой, маршал признал ее, дал свою фамилию и принимал участие в ее воспитании. Так, он интересовался учебой Нади в школе, спрашивал о ее планах на жизнь.

В детстве она часто болела, и маршал настоял, чтобы она занялась плаванием. Надя послушалась отца и не только окрепла, но даже попала в сборную Латвии. Рокоссовский знал все о своей дочке: какие книги она прочитала, в какой театр ходила, кто ее друзья.

Надежда выросла с чувством глубокой любви к отцу. Ее мать за всю жизнь ни разу не сказала о нем ни одного плохого слова – только хорошее.

Надежда хотела поступать в институт иностранных языков, но Рокоссовский ее отговорил и убедил идти в педагогический, так как считал профессию учителя главной. Она послушалась и окончила Московский государственный педагогический институт им. Тореза, проработала в МГИМО педагогом 50 лет (она – доцент кафедры английского языка) и ни разу не пожалела о своем выборе.

Она вышла замуж за журналиста, политолога-германиста Александра Урбана, от которого родила сына Андрея. 10 лет женщина провела с мужем за границей в командировке: сначала – в Австрии, где трудилась в представительстве Агентства печати новости, и в ФРГ, где работала фоторедактором ТАСС.

Надежда Константиновна заявляет, что гордится отцом и старается походить на него. «Фамилия Рокоссовского меня обязывает», – утверждает она.

Любопытно, что внуки Рокоссовского от его дочерей познакомились и подружились. Это произошло в 1996 году, в годовщину празднования его 100-летия. «Думаю, дед был бы рад узнать, что мы стали одной семьей», – утверждает внук прославленного маршала Константин.

Оцените статью