В год по ребёнку: 18 чад Анны Кипрской

Пять-шесть детей в знатной семье Средневековья были нормой. Десять-двенадцать – большой удачей для любой династии. Ведь с помощью отпрысков можно было заключить столько выгодных союзов! Однако Анна де Лузиньян, дочь короля Кипра, стала одной из самых многодетных знатных мам в истории. В «интересном положении» она была больше двадцати раз. А произвела на свет восемнадцать сыновей и дочерей!

Анна родилась в 1418 или 1419 году – простим путаницу в датах средневековым писцам. Она была дочерью Шарлотты де Бурбон и кипрского короля Жана де Лузиньяна. Эта фамилия – Лузиньян – когда-то гремела по всей Европе.

Заслуженно: во времена Крестовых походов дворяне из Пуату сумели стать королями Иерусалима и Кипра! Но и мать Анны происходила из очень хорошего дома – Бурбоны были близкими родственниками правящей во Франции династии Валуа.

Иными словами, Анне было суждено обвенчаться с представителем какого-нибудь славного дома. 1 ноября 1433 года совсем юную девушку выдали замуж за герцога Людовика Савойского. Тот был князем Пьемонта и сыном Марии Бургундской…

Союз Анны и Людовика был настоящим династическим браком. «Он очарователен, — писал сестре Жан Кипрский, когда решался вопрос о свадьбе, — он любит музыку, живопись, искусство…»

Венчались рано, дети появлялись тоже быстро. В 1435-м Анна стала матерью первый раз – в феврале родился сын Амадей (мальчика назвали в честь савойского дедушки). И вот ирония – его прозвали «Амадей Счастливый», но старший сын герцога с детства страдал от тяжелого недуга, и даже не мог, впоследствии, самостоятельно управлять своими владениями.

В следующем, 1436 году, Анна подарила мужу дочь, Марию. И снова низкий поклон родным мужа – так ведь звали свекровь молодой герцогини… Девочке повезло ещё меньше, чем старшему брату: она прожила всего полтора года.

А затем Анна почти ежегодно пополняла численность семьи новыми наследниками: в 1437, 1438, 1439-м… В 1440-м году герцогиня Савойская умудрилась стать матерью дважды: в самом начале года на свет появился мальчик Пьер, а в конце того же – малыш Жан. Ну и крепкое же было здоровье у наследницы Кипра и Иерусалима!

Ежегодные «подарки» не всегда проходили бесследно. Анна де Лузиньян страдала от перепадов настроения. То она была ласковой и доброй, то начинала метать громы и молнии. Радость она находила в…предметах роскоши. Супруг не сдерживал расточительности супруги.

Когда Анна пожелала обрести Туринскую плащаницу, а в обмен её владельцы, сеньоры де Шарни, потребовали замок Варамбон, герцогиня и глазом не моргнула. Да и Людовик махнул рукой – ради дорогой жены он был на всё согласен. «Женщина, не умеющая подчиняться, замужем за мужчиной, не умеющим командовать», — посмеиваясь, говорили об этой паре.

Двор Анны де Лузиньян считался очень модным: у неё работали отличные художники, ей писали музыку знаменитые в то время композиторы. Про благочестивые дела герцогиня Савойская тоже не забывала: на её средства построили часовню в Женеве, а дети воспитывались в таком почитании веры, что трое из них стали епископами. Но женщина помнила, что в ней течет королевская кровь.

И очень рассчитывала на удачное супружество для многочисленных отпрысков. Кстати, их у неё оказалось восемнадцать. Правда, пятеро не дожили до взрослых лет.

Устроить будущее одной из дочерей, Шарлотты, помог случай. Наследник французского престола, принц Людовик, уехал из отчего дома, рассорившись с королём Карлом VII. Принца любезно приняли герцоги Савойские. И Людовик в 1451 году женился на десятилетней Шарлотте. Это было очень кстати: из-за трат Анны герцогство нуждалось в финансовой поддержке извне.

Старший выживший сын Анны дважды женился на особах королевского рода – Аннабелле Шотландской и Шарлотте Кипрской. Дочь Бона стала герцогиней Милана, дочь Маргарита сочеталась браком с представителем рода Палеолог…

Правда, сама Анна де Лузиньян не увидела многих радостных событий в жизни своей семьи. Природа взяла своё. Восемнадцать чад – не шутка. 11 ноября 1462 года герцогиня Савойская скончалась в Женеве. Ей было сорок четыре, а выглядела она заметно старше своих лет.

Супруг пережил Анну всего на три года. Этому человеку всегда была нужна опора. Слабохарактерный герцог просто не смог существовать без той, что всем руководила и всех направляла.

Оцените статью
В год по ребёнку: 18 чад Анны Кипрской
Хетти Грин: миллионерша, которая жила как нищенка и пренебрегла детьми