Михаил Хлудов: погубил жену по ошибке, потерял любимого сына и спас тысячи чужих детей

1885 год. Толпа зевак окружила железную клетку на собачьей выставке. Внутри в цилиндре и поддёвке сидел человек, пил коньяк и гладил достаточно смирную и очень симпатичную тигрицу. Москва смеялась над очередной выходкой Михаила Хлудова. Никто не знал, что через несколько лет этот же человек спасёт тысячи детских жизней.

Дом ужасов в Хомутовском тупике

Что только не рассказывают про известного московского балагура и гуляку Михаила Хлудова. Анекдоты из его жизни поражают даже видавшего виды современного человека, а что уж говорить про чинных москвичей 19 века? Специально для вас собрала ряд историй про этого неординарного мужчину, которые раскрывают его характер с самых неожиданных сторон.

Итак, представьте себе классический московский особняк, где вместо привычных комнатных собачек по коридорам прогуливаются тигры, а хозяин дома преподносит жене на именины живого крокодила. Добро пожаловать в резиденцию Михаила Хлудова – самого колоритного чудака купеческой Москвы XIX века.

В Хлудовском тупике стоял особняк, о котором вся столица рассказывала байки. Главной звездой дома была ручная тигрица Сонька, которая имела привычку встречать гостей в самых неожиданных местах. Художник Коровин до конца жизни помнил свой первый визит к Хлудову:

«Входим. Большая столовая, за столом, во главе его, сидит сам Хлудов… Вдруг из стеклянной двери, где пальмы, выбежал пудель, а за ним… Я окаменел от неожиданности – за пуделем показалось чудовище длиною, по крайней мере, в сажень, могучее, оранжевое, как бы перевитое чёрными лентами».

Когда в доме вспыхнул пожар, прибывшие тушить огонь служители получили урок зоологии – на них выскочили сразу два тигра. Пожарные команды тех времен многое видели, но против полосатых хищников оказались бессильны, так что предпочли предпочли стратегическое отступление.

Зоопарк вместо семьи

На фабрике в Ярцеве Михаил Алексеевич содержал не менее экзотическую компанию. Ручной волк чувствовал себя полноправным членом семьи, без церемоний запрыгивал на обеденный стол и пожирал угощения под одобрительный хохот хозяина. Гости, привыкшие к чопорной этике купеческих домов, наблюдали эту картину с немым ужасом.

В подвале же обитал медведь – видимо, для поддержания спортивной формы хозяина. Однажды вечером, когда гости мирно беседовали за чаем, Хлудов внезапно поднялся и вышел. Вернувшись с разорванным сюртуком и бледным лицом, на удивлённые вопросы он небрежно ответил: «Ничего, немножко поборолся с медведем». Словно речь шла о партии в шахматы.

Но венцом оригинальности стал именинный подарок для второй жены. Внесли огромный ящик, который хозяин лично принялся вскрывать топором при всех гостях. Можете представить лица присутствующих дам, когда из ящика выполз живой (ну или полуживой после длительной транспортировки) крокодил! Вера Александровна, видимо, была женщиной с крепкими нервами – иначе как бы она вынесла семейную жизнь с таким супругом.

Убийца собственной жены?

Самая мрачная глава в биографии Хлудова связана со смертью первой супруги. Красавица Елизавета Фёдоровна Мельгунова умерла в двадцать лет при загадочных обстоятельствах. По московским сплетням, она отравилась ядом, который муж подсыпал в кофе. Правда, целью его была якобы не жена, а в брат Василий – но женщина по ошибке взяла не ту чашку, и это стоило ей жизни.

От этого брака остался сын Алексей, который в двенадцать лет погиб при не менее странных обстоятельствах. То ли его столкнули с лестницы училища, то ли на него упало бревно возле стройки. В семье Хлудовых смерть, кажется, стала привычной гостьей.

Пьяница и богохульник

Употреблял горячительные напитки Михаил Алексеевич тоже не как все смертные. Ему подавали стакан чая и бутылку коньяка – он отхлебывал ложку чая, доливал коньяком и продолжал в том же духе, пока бутылка не опустеет. Этот алкогольный марафон мог длиться часами, к восторгу одних зрителей и ужасу других.

Параллельно с возлияниями Хлудов развлекался богохульством, сочиняя кощунственные каламбуры. По Москве расходились его перлы: «Во имя овса и сена, и свиного уха, овин…» или «Господи, владыка живота моего и прочих внутренностей…». В православной, глубоко верующей стране такие шутки граничили с юродством – или с безумием.

Гиляровский оставил яркое описание Хлудова на собачьей выставке 1885 года:

«Огромная толпа окружала большую железную клетку. В клетке на табурете в поддёвке и цилиндре сидел Миша Хлудов и пил из серебряного стакана коньяк. У ног сидела тигрица, била хвостом по железным прутьям, а голову положила на колени Хлудова».

Человек превратился в аттракцион – и, кажется, получал от этого удовольствие.

Его жене было настолько тяжело рядом с ним, что она приложила мыслимые и немыслимые усилия, чтобы их семейный врач поставил ему диагноз – безумие и душевное расстройство. Благодаря этому, когда Хлудов допивался до белой горячки (а случалось это регулярно), его насильно запирали в комнате с решетками на окнах и мягкими стенами. В такие моменты к нему никого не пускали.

Поговаривают также, что именно Вера Александровна поспособствовала скорейшему отбытию буйного мужа в лучший мир.

Покоритель Азии

Но московские сплетни – дело ненадёжное. За карикатурной маской пьяницы и чудака скрывался человек поразительной смелости и деловой хватки. Пока светское общество обсуждало его домашний зоопарк, Михаил Хлудов покорял Среднюю Азию – не саблей, а рублём и торговой смекалкой.

Он первым из русских купцов рискнул отправиться в Бухару в 1863-1865 годах, не скрывая своего православного происхождения в мусульманских землях. Затем одним из первых появился в Коканде, где организовал русскую контору для закупки хлопка. В Ходженте построил современную европейскую шелкомотальную фабрику – подвиг по своим масштабам не меньше, чем военный, учитывая, что всё оборудование пришлось тащить волоком через пустынные степи.

Риск был колоссальный. Один неверный шаг – и можно было лишиться не только капитала, но и головы. Хлудов шагнул уверенно и открыл России дорогу на азиатские рынки.

Защитник Отечества

Когда началось завоевание Средней Азии, купец-авантюрист превратился в патриота-бессребреника. Он бескорыстно снабжал русскую армию продовольствием, присутствовал при взятии Ташкента и Коканда, участвовал в штурме Ура-Тюбе и Джюзака. Человек, которого в Москве считали полубезумным пьяницей, под пулями проявлял редкое мужество.

За участие в афганской кампании 1869 года император лично наградил его орденом Владимира 4-й степени. В Русско-турецкую войну Хлудов служил адъютантом при легендарном генерале Скобелеве, на собственные средства снабжал госпитали лекарствами и перевязочными материалами. Однажды он пробрался в турецкий лагерь, взял «языка» и получил за храбрость Георгиевский крест.

Тот самый человек, который дома укладывал тигрицу между собой и женой в постель, на войне рисковал жизнью ради Отечества. Парадокс? Или многогранность русского характера?

Отец для чужих детей

После смерти единственного сына Алексея в Михаиле Хлудове словно проснулась некая дремавшая до этого личность, совершенно отличная от первой. Он завещал свой роскошный дом и 350 тысяч рублей – по тем временам баснословную сумму – на создание детской больницы. Деньги, которые он мог промотать на кутежи и экзотических животных, пошли на спасение маленьких жизней.

Больница открылась в 1891 году на Большой Царицынской улице. В уставе прописали гуманное правило: тяжелобольных детей принимать без паспортов, «по одним заявлениям полиции». Для заразных больных предусмотрели отдельную палату — по тем временам передовое решение.

Главным врачом Хлудов просил назначить Павлинова, а после больницу возглавил знаменитый Нил Фёдорович Филатов – «друг детей», посвятивший жизнь изучению детских болезней. Учреждение работает до сих пор, хотя в советское время потеряло имя основателя.

Удивительная метаморфоза: человек, державший дома хищников и пугавший ими гостей, стал спасителем для тысяч детей. Тот, кого считали исчадием ада, построил храм милосердия. Пьяница и богохульник превратился в благотворителя.

Железный характер

Михаил Хлудов умел укрощать не только зверей. Когда забастовали рабочие Ярцевской мануфактуры, и отец побоялся ехать на фабрику, Михаил без страха встретил разъярённую толпу. Поднял руку – все замерли. Подошёл к зачинщикам, одного похлопал по плечу, другого по животу, третьему погладил бороду, приговаривая шутки. Рабочие рассмеялись, конфликт растворился.

«Вот это хозяин! Настоящий хозяин!» – кричали они.

Так московский демон с тигрицей в доме оказался ангелом для детей-сирот и больных малышей. История Михаила Хлудова – загадка русской души, которая способна вместить в себя и ад, и рай одновременно. Под маской клоуна и балагура скрывался человек с большим сердцем и готовностью многим жертвовать ради других, даже незнакомых ему людей.

В детской больнице на Пироговской уже, пожалуй, и имя-то его не помнят, но дело живёт. Возможно, это и есть настоящее бессмертие – не в памятниках и мемориальных досках, а в детских улыбках и спасённых жизнях.

Оцените статью
Михаил Хлудов: погубил жену по ошибке, потерял любимого сына и спас тысячи чужих детей
«Я заставила свою дочь выйти замуж», — раскаивалась мать