Отведай, мой император! — в холеных руках жены были так любимые им грибы, а взгляд супруги светился почтением и лаской. Это была последняя трапеза императора Клавдия.
Он пал от руки той, которой дал все, женившись на ней, предоставив почести, достойные богини. Бойся жены своей, что и говорить.

История знает немало примеров, когда наделенный властью мужчина уходил в небытие от руки женщины, которая была рядом. Как правило, мотив — жажда власти. Или месть. О громких примерах мужей, которым следовало бы избрать другую спутницу, чтобы быть целее, расскажу.
Грибочки Агриппины Младшей
Юлия Августа Агриппина — так звучало полное имя. Родилась то ли в 15-м, то ли в 16-м году нашей эры в очень знатной римской семье. Ее мать, в честь которой она получила имя, была женой героя, видного военачальника и политического деятеля Римской империи Германика. Он был приемным сыном императора Тиберия, но верховную власть не получил — болезнь оборвала его жизнь.
Агриппина Старшая стала матерью девяти отпрысков, среди которых наиболее известны будущий император Калигула и Агриппина Младшая. 13-ти летнюю приемную внучку в 28-м году император Тиберий выдал замуж за Гнея Домиция Агенобарба. Муж был старше девочки на 30 лет, но кого это волновало?
В 32-м году муж Агриппины стал консулом, а в 37-м на свет появился сын, названный Нероном Клавдием Цезарем Августом Германиком, тот самый Нерон, который стал символом жестокости и безумств, которые творил, будучи императором. Есть легенда, что Агриппина услышала от прорицателя, у которого просила предсказать сыну будущее, что мальчик станет императором, но лишит жизни свою мать, а женщина ответила: «Пусть, лишь бы царствовал».
Вся дальнейшая жизнь Агриппины — путь к верховной власти. Для себя и своего единственного отпрыска. Когда императором стал брат Агриппины Калигула, то своих сестер, Агриппину и двух Юлий он удостоил высочайших почестей. Практически все историки утверждают, что между Калигулой и его сестрами была противоестественная связь, но любимой среди сестриц считалась Юлия Друзилла.
Когда ее не стало в 39-м году, Агриппину и Юлию Ливиллу Калигула обвинил в заговоре против себя, в преступлениях против морали и нравственности. Женщины были высланы, а маленького племянника Нерона Калигула отдал на воспитание родственнице. Были ли правдивы обвинения? Да, по крайней мере, вторая их часть. Замужний статус не останавливал Агриппину, мужчин она любила.
В 40-м году женщина стала вдовой (мужа опала не коснулась), а в 41-м лишилась жестокого братца, которого свергла преторианская гвардия. Императором был провозглашен Клавдий, дядя Агриппины, брат ее отца. Клавдий нашел родственнице нового мужа. Им стал Гай Саллюстий Пассиен Крисп, консул, патриций и обеспеченный человек.
Клавдий был мягким императором, шутка того безумного времени говорила, что он любил только женщин, из-за чего сам стал женоподобен. Но выбирать женщин Клавдий совершенно не умел. Первой его женой стала Мессалина, ее сына Британика император усыновил. Мессалина, сама не ангел, видела в Агриппине и ее сыне угрозу, но организованное покушение не принесло успеха: Нерон остался жив. А в 47-м году второй муж обеспечил Агриппину и Нерона огромным наследством, вовремя уйдя в историю.

Агриппина Младшая, овдовев, нашла себе могущественного возлюбленного, который и предложил ее кандидатуру в качестве жены Клавдию, когда Мессалины не стало. Агриппине было 33 года, она считалась красивой, Клавдий не сразу, но согласился на брак, 1 января 49-го он назвал племянницу женой, а с 50-го года Агриппина получила еще одну приставку к имени — «Августа», то есть, императрица. Помните, иногда монархов называют «августейшие особы»?
В том же году Нерон был объявлен сыном Клавдия, а женщина вовсю расчищала дорогу, устраняя возможных наследников: племянников и племянниц мужа, а главное — сына Мессалины Британика, которого Агриппина сумела удалить от двора. Все, дорога для Нерона была свободна, но тут Клавдий, кажется, начинает что-то подозревать и разочаровываться в своей кровожадной супруге, пытаясь снова приблизить Британика.
Тогда-то и были поданы Клавдию грибочки, которые тот съел. Ведь жена смотрела так искренне, так преданно и ласково. Нерон стал императором в 54-м. Причиной смерти своей матери в 59-м году он тоже стал, но это совсем другая история.
Анула: любовь до гроба
Шри-Ланка, первый век до нашей эры. Царь Чор Наги (известен больше как Коранага) берет в жены прекрасную юную деву по имени Анула. Дева скромна, глаз не смеет поднять, муж не нарадуется своему выбору и с нетерпением ждет, когда юная супруга осчастливит его известием о предстоящем отцовстве.
Но у Анулы были другие планы, возможно, муж ее не устраивал или чем-то обидел, но проблему решила пища, в которую Анула добавила не только специи. После этого скромная вдова вышла замуж за племянника мужа, но и у него не было иммунитета к искусству жены готовить.

Интересно, что женщина на этом не остановилась. Она еще четыре раза выходила замуж в течение нескольких лет: с 47-го по 42-ой годы до н. э. Причем, все четыре раза — по любви, искренне желая разделить с возлюбленным трон. И четырежды становилась вдовой: очередной муж, получив власть, отодвигал ее в сторону и не проявлял должной благодарности. А потом Анула поняла: чтобы править, быть замужем не обязательно.
К сожалению для Анулы, жила она не в том веке и не в том месте. Безмятежное правление продлилось всего 4 месяца, потом ее сверг один из родственников, в которого царица не успела влюбиться. Анулу вынудили взойти на погребальный костер, правда, не ясно, чей именно. Новый царь даже не захотел жить в ее дворце, приказав построить себе новый.
Пытался вернуть жену брата и проморгал собственную
Этот случай легендарный, но все же, если найдены развалины Трои, то и миф может вполне оказаться правдой, тем более, что случай-то интересный.
Агамемнон был родным братом того самого Менелая, чью жену Елену Прекрасную украл, влюбившись, троянский царевич Парис. Рогов Менелай не стерпел и, подначиваемый своим братом Агамемноном, начал войну, которую воспел Гомер в своей «Иллиаде». Описывать не стану, история знакомая, книги написаны, фильмы сняты.
А вот то, что осталось за кадром: семейная жизнь самого Агамемнона. А он ведь был женат, представьте. И 10 лет потратил на то, чтобы вернуть жену брата, забыв про собственные супружеские задолженности.

Жену звали Клитемнестра. Девушка родилась в Спарте от царя Тиндарея и его супруги Леды. Есть и другие версии происхождения красавицы, например, что Елена Прекрасная была сестрой Клитемнестры. В таком случае, Агамемнону и вовсе не следовало бы ввязываться в войну с Троей. За женой надо было смотреть, у нее, вон, наследственность отягощенная склонностью мужьям изменять.
По одной из версий Клитемнестра была первоначально женой Тантала, которого Агамемнон лишил жизни вместе с ребенком Клитемнестры, а потом сделал своей женой. Тут я снова в недоумении: на что, собственно, Агамемнон вообще рассчитывал? На всепоглощающую нежность, да?
Когда Агамемнон, царь Микен помчался догонять жену брата, Клитемнестра обратила свой взор на красавца Эгисфа. Эгисф был кузеном Агамемнона, но не запятнал себя ни преступлениями по отношению к родственникам женщины, ни стремлением ввязаться в авантюру с возвращением блудной Елены, дома остался.
Впрочем, Агамемнон в поездке не скучал, завел себе ППЖ возлюбленную по имени Кассандра. Та считалась провидицей, но случился сбой. Когда Агамемнон вернулся вместе с ней в Микены, то Клитемнестра припомнила мужу все и… в общем, Кассандра погибла от рук законной жены своего возлюбленного вместе с ним, почему не предвидела — не знаю.

Отомстил за Агамемнона рожденный Клитемнестрой от мужа Орест. Может и не отомстил, а просто не хотел отчима на троне, который в итоге и занял, стал новым правителем Микен. А вот Клитемнестра, между прочим, все предвидела: ей сон приснился, что она родила змею, укусившую ее. Вот такая Санта-Барбара греческая трагедия.
Опасная принцесса
Следующая история показалась мне интересной тем, что героиня — практически наша современница, да еще и восточная женщина. Езидка, причем, первая из езидских женщин, получившая образование.
Звали ее Мира Хатун Ванса, родилась она в 1915-м году в Тикрите, была принцессой, дочерью эмира курдов Исмаил Бега. В 14 лет Вансу отдали в Американскую школу для девочек, находилась она в Бейруте. Отучилась, вернулась домой, а в 1934-м ее отдали замуж за Мира Саид Бега. Он был эмиром всех езидов.

Спрашивали ли у девушки мнение? О чем вы! Она стала пятой женой! Ванса родила дочь Лейлу, но прожила девочка всего год. И тут личное стремление молодой женщины освободиться от постылого мужа совпало с политическим стремлением ее родного брата Язида Хана, желавшего стать эмиром вместо шурина.
Муж о заговоре узнал и пришел с этим знанием к своей пятой супруге, заявив, что ее брат будет казнен. Тут-то, получившая образование по-американски женщина, достала из-под подушки револьвер и выстрелила. Пять раз.
Самое удивительное во всей этой истории то, что возмездие Вансу не настигло: ей помог бежать армянский водитель, переправил ее в Мосул, укрыл в своей собственной семье. Позже женщина перебралась в Алеппо, жила в Багдаде, а в 1947-м вышла замуж за сирийского врача и переехала с ним в Каир. Там она и скончалась мирно в 2015-м году, в 100 лет.
Послесловие
Автор прекрасно помнит о случаях, когда неугодного мужа, облеченная властью женщина устраняла чужими руками. Руками своих подданных путем прямого приказа, как Бравро — жена царя одного из фракийских племен Питтака в 424 года до н. э.
Руками своих политических союзников, как поступала с мужьями-братьями знаменитая Клеопатра. Руками тех, кто считал, что именно этого хочет женщина, как, например, в истории Екатерины Второй и Петра Третьего. Есть случаи, когда загадочная кончина мужа вызывала слухи, сплетни и подозрения. Но эта статья не о них.






