Наследники Островского. Разные сыновья и образцовые дочки знаменитого драматурга

Александр Николаевич Островский – выдающийся драматург, автор 47 пьес, которые заслуженно признаны народными и хрестоматийными. Он считается создателем русского национального театра. Вслед за Фонвизиным и Гоголем он вывел на сцену представителей средних, теневых сословий – купцов, мелких торговцев, мещан, в которых зрители сразу узнавали себя.

Талантливый писатель был 2 раза женат: на простой, необразованной, но очень доброй московской мещанке Агафье Ивановне (с которой жил гражданским браком) и на актрисе Малого театра Марии Васильевне Бахметьевой. Агафья родила 4 детей, Бахметьева – 6. Как сложились судьбы наследников знаменитого драматурга?

Непутевый, кроткий, успешный и любимец писателя

Трое детей (Николай, имена двух других неизвестны) Агафьи умерли во младенческом возрасте, старший Алексей (родился в 1847 г.) дожил до 27 лет и скончался через 7 лет после смерти матери (умер в 1874 г.). Сведений о нем сохранилось очень мало. До 12 лет он был питомцем воспитательного дома; потом поступил в московскую гимназию, где учился хорошо.

Несколько больше известно о детях Бахметьевой. 3 старших – Александр, Михаил и Мария родились до венчания родителей и были признаны законными детьми писателя специальным, высочайшим указом.

Несмотря на огромную занятость, Александр Николаевич был хорошим семьянином: он обожал деток, всегда находил для них время и называл их своими «лучшими произведениями». Ради них Бахметьева оставила театральную сцену и всецело посвятила себя семье.

Старший Александр (1864–1928 гг.), по утверждению Островского, рос добрым мальчиком. Со слов драматурга Татьяна Склифосовская (дочь актера Федора Бурдина – друга Островского) рассказывала, что:

«ему ничего не стоило снять с себя в мороз на улице что-либо и отдать какому-нибудь нищему мальчику».

Юноша отчасти унаследовал литературные гены отца. Так, он очень любил литературу, все свободное время проводил за чтением книг. Но к сожалению, молодой человек оказался неудачным учеником: он не закончил знаменитую Московскую Поливановскую гимназию, где, кстати, также учились сыновья Толстого и Достоевского.

Неуспехи отпрыска очень огорчали писателя:

«Я сплю не очень спокойно, все думаю о Саше»; «Если Поливанов соглашается оставить Сашу на третий год и обещает наблюдать за его учением… то я скажу тебе прямо, что лучше этого и желать нельзя. На Сашу смотреть нечего. Он говорит что ему будет стыдно, а не стыдно было ему лениться», – жаловался драматург жене.

Молодой человек подался в военные – вопреки мнению отца, который считал, что «в военную службу ему можно идти только уж при последней крайности», ведь «чтобы составить карьеру в военной службе, нужны ловкость и аккуратность, а он умыться и застегнуться порядочно не умеет».

Островский как в воду глядел: военная стезя не стала жизненным призванием Александра, хотя он отучился в юнкерском пехотном училище, служил на Кавказе и даже получил офицерский чин. Казалось, военная карьера складывалась вполне удачно, он мог бы и дальше служить.

Вместо этого Александр Островский-младший подал в отставку и поступил на работу в библиотеку Московского университета. Он попытался наладить личную жизнь и женился на Анне Кропачевой, дочке секретаря отца Николая Кропачева, которая родила ему дочь Марианну. Однако это не спасло брак: супруги расстались, и Александр уехал во Францию, где и умер.

Михаил же (1866–1888 гг.) был совсем не похож на Александра. Он, напротив, закончил Поливановскую гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета, после смерти отца перевелся в Петербург, где закончил образование с золотой медалью.

По словам Кропачева, Михаил был «человеком не от мира сего: тихий, кроткий и притом религиозный». Юноша рос послушным, подавал большие надежды и, по-видимому, был трогательно привязан к семье.

Так, он сопровождал отца во время его последней поездки в усадьбу Щелыково, застал его смерть и присутствовал на его похоронах. Но он сам ненадолго пережил своего родителя: через 2 года он умер от дифтерита.

Другой сын драматурга Сергей (1869–1929 гг.), если верить воспоминаниям Склифосовской, был «почтительнейшим» и смелым парнем; он увлекался животным миром:

«не боялся никаких зверушек… и всегда натаскивал их в дом летом к великому ужасу старой няни».

Как и Михаил, Сергей также закончил гимназию, учился на юриста в Петербургском университете, что дало ему право на работу в Комитете министров. Молодой человек сделал блестящую чиновную карьеру и стал камергером.

Одновременно он пытался сделать и военную карьеру: по примеру Александра служил на Кавказе, участвовал в Первой мировой войне, а в годы гражданской войны тянул лямку в Красной Армии. Что побудило его вступить в армию? На этот вопрос он ответил Николаю Любимову (последний управляющий имения в Щелыково) так:

«…Я иду защищать свою родину и тебе советую идти беспрекословно, если дойдет очередь».

После демобилизации он работал в Пушкинском доме в Ленинграде.

Сергей Александрович оказал русской культуре неоценимую услугу, сохранив память о своем знаменитом отце. Он заботился о родовой усадьбе, составил опись семейной библиотеки.

Что касается личной жизни, то Сергей женился на Клариссе Гужон и какое-то время воспитывал племянницу Марианну.

Младший же сын Николай (1877–1913? гг.) был любимцем отца. Актер Сергей Васильев (игравший в пьесе «Гроза» и удостоившийся похвал Островского) вспоминал:

«Сколько любви теплится во взгляде, каким Александр Николаевич смотрит на своего сына!».

Но к сожалению, знаменитый драматург не мог бы гордиться своим любимцем, который учился неважно и не сумел прилично устроиться в жизни. Сначала он не закончил учебу в Петербургском училище правоведения. Потом не удержался на хорошей должности в ведомстве императрицы Марии.

Что помешало ему по примеру старшего брата Сергея сделать хорошую карьеру? Страсть к балерине Лютиковой побудила его бросить службу и уехать в Париж. Правда, Первая мировая война вынудила его вернуться в Россию, где он отправился служить в армию, но за какую-то провинность был разжалован из прапорщика в солдаты. У него остался сын Александр.

Умницы-дочки

Мария Александровна (1867–1913 гг.) выросла большой умницей. Она получила прекрасное образование в частном пансионе и стала учительницей – сначала математики, а потом и истории.

Девушка пополнила свои знания в просвещенном Париже, где стала бакалавром литературы, а потом училась на историческом факультете Сорбонны и даже написала научную работу из эпохи правления Екатерины II.

Мария Александровна стала достойной наследницей, настоящей преемницей своего прославленного отца. Она занималась французской литературой, перевела на французский язык «Грозу», читала лекции по литературе на Высших женских Бестужевских курсах.

Островская увлеклась и изобразительным искусством и даже поступила в школу живописи, ваяния и зодчества в Петербурге. В этой сфере она достигла значительных успехов; она писала портреты, натюрморты, пейзажи, панно; ее самой удачной работой считается копия портрета Островского кисти Василия Перова. Мария Александровна даже создала проект двухэтажного усадебного дома в Щелыково.

Удачно сложилась и ее личная жизнь. В 1890 году она вышла замуж за талантливого ученого-электротехника Михаила Шателена, от которого родила 2 детей – Александра и Марию. Дочь Островского была не только талантливой, но и доброй женщиной. Так, сохранились сведения, что она обучала крестьянских ребятишек грамоте.

Так получилось, что именно Мария оказалась ближе всего к своему отцу. Она была рядом с ним в минуту его смерти и единственная из всех его детей похоронена рядом с ним.

Ее потомки сохранили связь с Щелыковым: Мария Михайловна приложила титанические усилия по сохранению родового имения. Благодаря ей музейное собрание получило бесценные вещи, связанные с семьей великого драматурга, – рукописи, документы, рисунки, фотографии.

Младшая дочь Любовь (1874–1900 гг.) была любимицей Островского. Именно ее игру на рояле он больше всего любил слушать. Девочка оказалась необычайно музыкальной: сказывались гены отца, который неплохо пел и играл как на фортепиано, так и на гитаре, и матери, которая часто и охотно исполняла цыганские романсы под собственный аккомпанемент.

Любовь выросла красивой, умной девушкой. Она окончила Московскую женскую гимназию и в родном Щелыково учила крестьянских детей азбуке. К сожалению, эта замечательная девушка, которая подавала большие надежды, рано умерла.

Она вышла замуж за Муравьева, от которого родила дочь Екатерину. Вероятно, роды подкосили ее здоровье: она заболела чахоткой, которая свела ее в могилу в 26 лет.

Почему не все сыновья Островского – в отличие от его дочек – не оправдали ожиданий отца?

Оцените статью
Наследники Островского. Разные сыновья и образцовые дочки знаменитого драматурга
— Более перспективный вариант? Ты писал своей бывшей, что бросаешь её, потому что я «более перспективный вариант с собственной квартирой в М