Заразил неприличной болезнью

Курфюрст скрыл от невесты заболевание, передал ей венерическую болезнь, и после первого выкидыша она осталась бесплодной. Несмотря на бездетность брак оказался счастливым.

Анна Мария Луиза Медичи, несчастная в личной жизни, вошла в историю благодаря «семейному пакту» — беспрецедентному соглашению, навсегда закрепившему во Флоренции все великолепные художественные коллекции Медичи.

Она родилась в 1672 году, и была вторым ребёнком в несчастливом браке своих родителей. Её мать, Маргарита Луиза Орлеанская, ненавидела мужа, Козимо де Медичи. Ища повод вернуться во Францию, она внезапно обнаружила, что беременна, а беременность была абсолютно нежеланной.

Принцесса безуспешно пыталась прервать беременность, бесконечно скача на лошади, как безумная, вопреки запретам лекарей. После рождения ещё одного ребёнка она добилась раздельного проживания и без всяких угрызений совести уехала в Париж, бросив детей. Подробнее о ней есть в моей книге: «В объятиях Солнца: страсть, власть и яды в Версале».

Маленькую Анну Марию Луизу выставили на «брачный рынок» невест почти с рождения. Ей было всего 7 лет, когда её рассматривали как возможную невесту Великого Дофина, сына Людовика XIV и кузена её матери. Но от этой идеи решили отказаться.

Слухи о распущенности её матери отпугнули и португальского претендента, и Савойскую династию. А король Испании, недавно овдовевший, в итоге предпочёл австрийку. К моменту свадьбы с предложенным Габсбургами, курфюрстом пфальцским Иоганном Карлом Вильгельмом, Анне Марии Луизе было почти 30 лет, но она всё ещё оставалась привлекательной и завидной невестой.

Учитывая её внешние данные — копна тёмных волос, молочная кожа, здоровый румянец, большие глаза, и приданное, принцесса могла найти куда более завидную партию.

Император Священной Римской империи предоставил курфюрсту Пфальца «королевский статус» — формальный титул, регулирующего вопрос престижа и протокольного первенства.

Окрылённая этим успехом, свадьба по доверенности состоялась 29 апреля 1691 года и прошла великолепно, но на деле всё было не так гладко. Людовик XIV, двоюродный брат её матери, недавно разгромивший земли Пфальца, не одобрил брак своей родственницы.

Более того, сам курфюрст скрыл от невесты заболевание, передал ей венерическую болезнь, скорее всего сифилис, и после первого выкидыша она осталась бесплодной.

Несмотря на это, пара оказалась на удивление гармоничной: при поддержке Анны Марии Луизы курфюрст стал выдающимся коллекционером и покровителем искусств. В годы их жизни в Дюссельдорфе, важнейшем речном порту на Рейне, город превратился в один из самых живых культурных центров — с богатой музыкальной, театральной и художественной жизнью.

Иоганн Карл Вильгельм собрал крупнейшую в Германии коллекцию живописи и скульптуры, где блистали работы Рубенса, Ван Дейка, Рембрандта и многих итальянских мастеров. Коллекция размещалась в первой на севере Альп специально построенной галерее.

После смерти мужа в 1716 году Анна Мария Луиза вернулась во Флоренцию — как раз вовремя, чтобы стать свидетельницей трагического конца своего рода, погибшего не от войн, а от отсутствия наследников. Ни двое сыновей Козимо III, ни его брат, кардинал Франческо Мария, вынужденно женатый, не оставили потомства.

Великий герцог, осознавший неминуемое угасание династии, попытался завещать Тоскану Анне Марии Луизе, но европейские державы наложили вето: для них Тоскана — лакомый кусок в будущих переговорах после недавних войн начала XVIII века. Император Карл VI Габсбург остался непреклонным: Медичи не могут передавать Тоскану по женской линии.

Тоскану отдали Франциску Стефану Лотарингскому, зятю Карла VI и мужу Марии Терезии Австрийской. После смерти последнего Медичи, Джан Гастоне, он стал новым великим герцогом. Представитель Лотарингцев предложил Анне Марии Луизе пост регентши от имени нового правителя, но она отказалась.

«Семейный пакт», подписанный в 1737 году, стал последним официальным актом курфюрстины. Им она гордо завершила историю своей семьи, оставив Флоренции бесценное наследие. Этот документ стал первым официальным актом по защите культурного и художественного наследия города и государства.

Пакт постановлял, что Лотарингцы не могут «вывозить или перемещать за пределы столицы и Великого Герцогства галереи, картины, статуи, библиотеки, драгоценности и прочие ценные вещи из наследия Великого Герцога, чтобы они остались в качестве украшения государства, на благо народа и для привлечения любопытных иностранцев».

Будущее Флоренции было определено — вне зависимости от того, кто будет у власти. Так что Анна Мария Луиза хоть и не стала правительницей, но привнесла Тоскане не менее важные вещи, сохранив культурное наследие. Она умерла в 1743 году в возрасте 75 лет, пережив мужа почти на 30 лет.

Оцените статью