«О, русские женщины, несчастные существа, осужденные на постоянное раболепство!» — писала в дневнике шестнадцатилетняя Варвара Хлудова. Через четыре года её заставят выйти замуж против воли. А еще через двадцать лет она изменит лицо российской благотворительности.

Сирота в золотой клетке
1848 год. В московском особняке промышленника Алексея Хлудова царит траур — хозяйка дома скончалась, оставив семерых детей. Шестилетняя Варвара еще не понимает, что только что лишилась самого важного — материнской любви и защиты. Отец, погруженный в дела своей бумагопрядильной империи, едва находит время для общения с детьми. Старшие сестры спешат выйти замуж и покинуть отчий дом.
Маленькая Варя остается наедине со своими мыслями в огромных комнатах особняка. Гувернантка не понимает этого странного ребенка, который вместо кукол предпочитает книги, а вместо игр — философские размышления.
«Мне часто приходит мысль, что я существо не совсем обыкновенное», — записывает девочка в свой дневник.
Династию Хлудовых основал дед Ивана, который ткал шелковые кушаки в рязанской деревне. Его сыновья же превратили семейное ремесло в промышленную империю, построив в Егорьевске современную фабрику с английскими машинами. Алексей Хлудов стал настолько влиятельным, что именно он представлял московское купечество на коронации Александра II.

Но богатство не заменило Варваре родительского тепла. Зато подарило нечто другое — безграничные возможности для развития ума и души.
Семейная трагедия: выбор между сыновьями
Судьба жестоко испытывала семью Хлудовых. Старший сын Иван, идеальный наследник и гордость отца, отправился в Туркестан налаживать торговые связи с Востоком. Он должен был стать продолжателем династии, расширить влияние семейного бизнеса. Но лихорадка скосила двадцатидевятилетнего молодого человека в далеком Самарканде.
Алексею Ивановичу пришлось выбирать между двумя оставшимися сыновьями. Михаил — яркий, харизматичный, но совершенно безответственный. Этот сорви-голова подделывал отцовские подписи на векселях, швырял деньги направо и налево и даже завел дома ручного тигра! Представьте себе московский особняк, где по комнатам прогуливается полосатый и очень зубастый хищник.
Василий был полной противоположностью брату. Блестяще образованный интеллектуал, окончивший естественный и медицинский факультеты Московского университета, слушавший лекции в Гейдельберге. Он виртуозно играл на рояле, импровизировал на органе, выписанном из Германии, свободно говорил на трех языках. Василий изучал металлургию и экспериментальную медицину, увлекался садоводством и теоретической механикой, разбирался в биологии и эндокринологии.
Казалось бы, выбор очевиден. Но у гениев есть одна особенность — им катастрофически не везет в практических делах. Все предпринимательские начинания Василия терпели фиаско.

Отец мучительно размышлял: доверить дело разгульному, но практичному Михаилу или талантливому, но неудачливому Василию? В итоге он выбрал Василия, а Михаила и вовсе выгнал из дома. Эта семейная драма разворачивалась на глазах у Варвары и сильно повлияла на ее представление о справедливости.
Бунтарка в бальном платье
Пока семья решала династические вопросы, Варвара превращалась в одну из самых образованных и красивых девушек Москвы. Она унаследовала от отца страсть к книгам — Алексей Иванович собирал старопечатные издания и рукописи. Варвара запоем читала Белинского, посещала театральные премьеры, брала уроки французского и музыки.
Но главное — у неё формировались взгляды, шокирующие для барышни её круга. Театр привлекал её не развлечением, а общественной значимостью.
«Тут доказывается, что всякий должен сам собой располагать, а не поклоняться произволу», — размышляла она после спектаклей.

Больше всего Варвару возмущала участь женщин:
«О, русские женщины, несчастные существа, осужденные на постоянное раболепство!»
В то время как её ровесницы мечтали о замужестве, она записывала в дневник:
«Вот как бы я желала провести жизнь: никогда не выходить замуж, давать уроки музыки и французского языка детям и помогать бедным на эти деньги».
Но жизнь постоянно испытывала её принципы. Варвара была натурой увлекающейся — ездила на балы, кокетничала с кавалерами, а потом честно признавалась дневнику:
«Я знаю, что не могу быть счастливой замужем… Но с силою воли и с умом можно осуществить мои планы… мне хочется не обращать внимание на мужчин, а ведь так и тянет посмотреть и понравиться то одному, то другому».
Сватовство как торговая сделка
Пока Варвара размышляла о женской доле, отец уже давно присматривал ей жениха. Алексей Иванович мечтал породниться с Морозовыми — владельцами Тверской мануфактуры. Деньги к деньгам, как говорится. Абрам Абрамович Морозов безумно влюбился в красавицу Варвару и настойчиво добивался её руки.
«Хотят продать девочку», — с горечью заметил один из родственников. И действительно, Варвара воспринимала предстоящий брак именно как продажу. Жених был богат, но по сравнению с образованной и начитанной девушкой выглядел «малограмотным неучем, наделенным единственным положительным качеством — богатством».

Варвара пыталась быть снисходительной к влюбленному купцу. После одной из встреч она даже с иронией отметила в дневнике небольшой прогресс:
«А.А. сказал в этот раз, что сочувствует бедным и что он что-то читал — это меня порадовало».
Какая убийственная ирония в этих строчках!
Бунт и наказание
Терпение девушки лопнуло, когда отец выгнал из дома ее любимого брата Михаила. Справедливость для Варвары была не пустым звуком — она решила спасти брата любой ценой. Сначала девушка согласилась на помолвку с Морозовым, надеясь, что это смягчит отцовский гнев.
«Я решила пожертвовать собою… Буду ли я счастлива с А.А.? Едва ли!..» — записала она в дневнике.
Но вскоре Варвара передумала и написала Абраму письмо, фактически расторгая помолвку. Скандал был неизбежен. Узнав о поступке дочери, разъяренный Алексей Иванович не нашел ничего лучше, чем посадить её под домашний арест.
Несколько месяцев Варвара провела в заточении в своей комнате особняка на Хомутовском тупике. Отец запретил ей даже делать покупки без его разрешения. Девушка всерьез боялась, что в приступе гнева он может её ударить, и была в таком случае готова бежать из дома, чтобы самостоятельно зарабатывать на жизнь уроками музыки и французского.
Капитуляция или мудрый расчет?
Месяцы одиночества заставили Варвару пересмотреть свою позицию. Что лучше — жить с отцом, который думает только о том, «как бы повыгоднее сбыть дочь», или с братом, который «на словах возмущается подлым поведением отца, а на деле и пальцем не пошевелил», чтобы помочь сестре?
В итоге Варвара согласилась стать женой Абрама Морозова. Но это не была капитуляция — это был стратегический ход умной женщины. Она понимала: только обладая собственными средствами и влиянием, сможет воплотить свои детские мечты о служении добру.
Брак оказался неожиданно удачным. Абрам боготворил жену, писал ей нежные трогательные письма и даже выделил отдельные полмиллиона рублей специально на благотворительные нужды. Варвара не полюбила мужа, но искренне его уважала. У пары родились трое сыновей: Михаил (названный в честь разбитного дяди), Иван и Арсений.
Казалось, судьба наконец улыбнулась Варваре. Но впереди её ждали новые испытания — тяжелая болезнь мужа и необходимость в 34 года встать во главе огромной промышленной империи.






