Во второй половине 60-х годов уже хорошо известная актриса Нонна Мордюкова ассоциировалась у зрителей с роль управдома в комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». Каждый раз в кинозалах раздавался хохот после ее слова «Водокачку!», которое она произнесла с авторской выразительной интонацией.
А ведь до этого актриса сыграла яркие роли в замечательных кинолентах «Молодая гвардия», «Чужая родня», «Простая история». И потом, в следующее десятилетие, она проявилась в фильмах «Возврата нет», «Русское поле», «Они сражались за Родину», «Трясина».
Комедии были для Мордюковой, актрисы большого драматического таланта, разрядкой в перерыве между серьезными работами. Она и сама отводила этому жанру второстепенное место в своей карьере, хотя для многих ее коллег такие работы стали бы украшением творческой биографии.
— Для меня «легкий жанр», действительно легкий. А настоящая работа для меня, это где страсти, душевные переживания, пороты в человеческих судьбах, — рассказывала Нонна Мордюкова, добавляя, что смотреть комедии ей нравится, а вот играть в них … только в свободное время.
Миллионы зрителей полюбили Нонну Викторовну за создание образов простых русских женщин, как правило, из деревни. Женщин, которые вынесли на себе бремя большой войны. Ее главный экранный костюм – сапоги да телогрейка.
Сама она признавалась, что для нее было настоящим счастьем играть героинь, близких к народу, хотя, были у актрисы и роли другого плана. Так, она сыграла императрицу Анну Иоанновну в фильме «Баллада о Беринге и его друзьях», купчиху Белотелову в «Женитьбе Бальзаминова», жену городничего в киноленте «Инкогнито из Петербурга».
Но главные ее роли – представительницы поколения, опаленного войной.
Первую подобную роль Нонна Викторовна сыграла в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия» 1948 года. Это кино рассказывает о подвиге молодогвардейцев как о событии с одной стороны современном, а с другой – ставшем частью истории Родины.
Второкурсница Мордюкова понравилась режиссеру не только внешним видом (длинные косы, скульптурная красота), но и тем, что она могла пронести через фильм высокую духовность своей героини Ули Громовой.
— Эта романтическая, прилежная, озорная девчонка, подражавшая литературным героям, читавшая стихи на допросах, была умным и глубоким человеком, — говорила о своей героине Нонна Викторовна.
После этой роли последовали годы простоя. В 1952 году актриса снялась в трех небольших эпизодах в фильме «Возвращение Василия Бортникова», где сыграла молодую трактористку. Здесь Мордюкова работала под руководством Всеволода Пудовкина, одного из самых значительных мастеров советского кино.
Через год актриса получает главную роль в фильме «Калиновая роща». Роль получилась плакатной, да и сама деревня, в которой жила ее героиня – учительница Надежда Романюк, через чур приукрашенной.
В полную силу Нонна Мордюкова сыграла в фильме «Чужая родня» в 1955 году, открыв этой ролью череду героинь немного грубоватых, живущих во всю силу своих чувств. Они напоминали разные грани одного характера со схожими судьбами, всякий раз наполненных новым жизненным содержанием.
В этот типаж укладываются колхозница Степанида из «Отчего дома» Льва Кулиджанова, Саша Потапова из «Простой истории» Юрия Егорова и другие.
Одна из лучших ролей Нонны Викторовны – Саша Потапова из фильма «Простая история», где актриса сыграла председателя колхоза, которая подняла большое хозяйство, но любви и крепкого мужского плеча рядом у нее не оказалось.
Эта актриса из категории тех, кто не может незаметно присутствовать в кадре. Даже в эпизод она вкладывала всю широту своего таланта.
В фильме Никиты Михалкова «Родня» Мордюкова сыграла роль, написанную для нее сценаристом Виктором Мережко. Комедийность и острая душевная боль объединились в ее героине Марье Васильевне, которая прибыла в город к дочке и увидела, что жизни ее и внучки превратилась в бессмысленное существование.
В этой роли актриса доказала, что ей вовсе не нужно приспосабливаться к условностям жанра, ее дар вмещает в себя все это многообразие. И, при этом, она всегда оставалась собой, великой русской актрисой Нонной Мордюковой.