«Он словно предчувствовал свою погибель» — трагедия на съемочной площадке, унесшая жизнь 33-летнего актера Евгения Урбанского

В 1957-ом году Евгений Урбанский дебютировал в кино, сыграв в картине «Коммунист». Это довольно иронично, ведь Урбанский был сыном бывшего «врага народа». Режиссер Юлий Райзман серьезно рисковал, доверяя роль совершенно неизвестному актеру. Но как показало время — риск себя оправдал.

Фильм оказался успешен, получив признание не только у зрителей, но и у критиков. Именно после «Коммуниста» карьера Урбанского стремительно пошла вверх. Правда с новыми успехами артист начал чувствовать некое беспокойство, нехорошее предчувствие.

Дзидра Ритенберга, супруга Урбанского, вспоминала о последнем дне, проведенном рядом с ним. Она рассказала, как пришла домой, позвонила в дверь и разбудила Евгения. Артист предстал перед ней испуганным — он видел сон со своей смертью. Этим же вечером он отправился на съемки печально известного фильма «Директор».

Часть картины снималась в павильонах, и когда нужные эпизоды были отсняты, съемочная группа отправилась в Узбекистан, а точнее в пустыню Каракумы, чтобы приступить к натурным съемкам.

Во время перерывов Урбанский часто уезжал в местный колхоз или военную часть для проведения творческих встреч. Во время очередной поездки из его гостиничного номера неизвестные выкрали гонорар за съемки, который составлял порядка 800 рублей.

Существует версия, якобы грабеж стал катализатором будущей трагедии. Дело в том, что оставшись без денег Урбанский решил отказаться от каскадеров и выполнять опасные трюки самостоятельно, таким образом немного подзаработав «сверху».

Сложно сказать, был ли в курсе всей ситуации режиссер Алексей Салтыков. Ясно одно — в момент трагедии его не было на съемочной площадке. Заниматься постановкой эпизода с пробегом автоколонны по пескам он поручил второму режиссеру Николаю Москаленко.

Москаленко предстояло снять довольно сложный момент, когда автомобиль героя прыгает с бархана. Разумеется, на съемочной площадке присутствовала группа каскадеров, во главе которой были Владимир Балон и Ефим Слепой. Чтобы все прошло гладко, бархан укрепляли досками, а за руль посадили профессионального автогонщика Юрия Маркова.

Прыжок был снят с одного дубля, до для подстраховки Москаленко решил сделать еще один — именно он и привел к трагедии. Владимир Балон вспоминал:

— «Оттолкнувшись от помоста, автомобиль взлетел. И внезапно, наклонившись вперед, перевернулся. Причина в том, что передняя часть стала гораздо тяжелее задней»

— «Придавленный Женя лежал и стонал. Рядом находился массивный аккумулятор, свалившийся с заднего сиденья»

— «Женю отвезли в Бухару. В больнице его моментально уложили на каталку. Спустя полчаса вышел доктор и разведя руками сказал: «Вашего приятеля больше нет…»

— «Оказывается аккумулятором ему сломало основание черепа…»

После гибели Урбанского поползли разнообразные сплетни. Обвиняли практически всех: режиссера, каскадеров, автогонщика. Однако уголовное дело заведено не было. На «Мосфильме» посчитали случившееся несчастным случаем, якобы Урбанский пренебрег техникой безопасности.

В итоге съемки прикрыли. Салтыков и Москаленко были отлучены от кино на полтора года. Ровно как Балон и Слепой. Но спустя отведенное время все они вернулись к работе.

Салтыков со второй попытки снял «Директора», правда теперь с Николаем Губенко. Москаленко отметился несколькими знаковыми картинами, а Балон вернулся к трюкам.

Уход Евгения Урбанского губительней всего сказался на его супруге. Но Дзидра нашла в себе силы, а через 3 месяца после трагедии родила девочку, назвав ее в честь мужа — Женей.

Оцените статью
«Он словно предчувствовал свою погибель» — трагедия на съемочной площадке, унесшая жизнь 33-летнего актера Евгения Урбанского
История Берты, которая в 1907 году оттяпала мужу самое дорогое и ничуть в этом не раскаивалась