Многие считали ее баловнем судьбы, ведь она выросла в известной кинематографической семье. И только близкие знают, сколько испытаний ей довелось пережить, как сложно было простить родителям то, что казалось в юности предательством по отношению к ней, и как тяжело смириться с преждевременным уходом отца, наложившим на себя руки.
Дочь художника и актрисы
Екатерина с самого детства привыкла к повышенному интересу к своей персоне, ведь ее родителей знала вся страна: ее отец, Николай Двигубский, был одаренным художником, художником-постановщиком в кино и театральным художником, а мать, Наталья Аринбасарова – известной актрисой. Первым мужем матери был Андрей Кончаловский, близкий друг Двигубского.
В этом браке родился Егор Кончаловский, который в детстве называл отцом своего отчима, воспитывавшего его как родного сына. Егор был старше Екатерины на 9 лет и во многом служил ей примером для подражания.
Ее отец родился в Париже, в семье российских эмигрантов, которые в 1950-х гг. приняли решение вернуться в СССР. Во время учебы во ВГИКе Николай Двигубский познакомился с Андреем Кончаловским, который стал его ближайшим другом.
Позже многие их знакомые иронизировали над тем, что художник женился только на бывших возлюбленных режиссера: первой его женой стала Жанна Болотова, второй – Ирина Купченко, и у обеих актрис были до этого романы с Кончаловским.
Екатерина позже предполагала, что для ее отца друг был таким непререкаемым авторитетом, что даже на женщин он смотрел его глазами и влюблялся в тех, кого режиссер считал эталоном красоты и таланта. После того, как он развелся с Натальей Аринбасаровой, Николай начал за ней ухаживать. Вскоре они начали вместе жить, но официально оформили брак только через 4 года, за 2 дня до появления на свет их дочери Екатерины. Однажды они проходили мимо загса, зашли узнать, что нужно для регистрации ребенка, – и решили расписаться.
Николай Двигубский был одним из самых профессиональных и востребованных художников-постановщиков в советском кино – сказывались французская живописная школа и европейское чувство стиля. Но при этом на достатке семьи это никак не отражалось – он мог без раздумий отказаться от работы, если она не вызывала у него интереса, ничуть при этом не заботясь о том, дотянет ли семья до следующего гонорара его жены. Все бытовые и финансовые заботы лежали на плечах Натальи Аринбасаровой.
Прощенные обиды
Когда Кате было 6 лет, родители развелись. Николай захотел вернуться во Францию, а Наталья отказалась ехать вместе с ним – опасалась за судьбу своих родных, которые могли пострадать в СССР из-за ее эмиграции. Аринбасарова осталась одна с двумя детьми, ей приходилось очень много работать, сидеть с маленькой дочкой было некому. Тогда актриса приняла непростое решение: отдала ее в школу-интернат, где Екатерина провела 2 года.
В юности Екатерина была очень обижена на родителей: на мать за то, что она отдала ее в интернат, на отца за то, что он уехал и пропал – в следующий раз они увиделись только спустя 7 лет. Только по мере своего взросления она начинала понимать те мотивы, которыми они тогда руководствовались. Ее отец был интеллектуалом и эстетом, для которого искусство всегда было на первом месте, а все «земные» семейные заботы были от него слишком далеко. А мать попросту оказалась в безвыходной ситуации.
О своем отце Екатерина говорила: «Он был вечным своим среди чужих и чужим среди своих. Среди русских папа казался слишком французом, а во Франции, при том, что воспитание и образование он получал главным образом в этой стране, продолжал оставаться русским сыном русских эмигрантов».
Вернувшись во Францию, он женился и вновь смог стать востребованным – работал театральным художником, создал много эскизов к спектаклям зарубежных режиссеров, писал картины, проводил выставки своих работ. Но внутреннего покоя и гармонии так и не сумел обрести. В 2008 г. он пустил себе пулю в сердце.
Его близкие до сих пор не могут себе объяснить, почему это произошло. Екатерина признается, что только после его ухода смогла наконец его понять, простить и окончательно с ним примириться.
Достойная наследница творческой династии
После школы Екатерина поступила во ВГИК и в 1995 г. окончила актерский факультет. После этого один из руководителей ее курса Армен Джигарнханян заявил ей, что он взял ее только из уважения к ее родителям, но уже спустя полгода он принес девушке свои извинения, убедившись в ее таланте.
Еще во время учебы она начала сниматься в кино, но очень скоро поняла, что ей тесно в рамках актерской профессии.
Ее брат, Егор Кончаловский, пытался ее предостеречь и предупреждал о том, что режиссер – это совсем не женская профессия, но она уже выбрала свой путь. Спустя 4 года Екатерина окончила Высшие курсы сценаристов и режиссеров и начала сама писать сценарии и снимать фильмы – сначала документальные, потом художественные. Немногие знают о том, что режиссером многих популярных сериалов и фильмов была Екатерина Двигубская: «Бедная Настя», «Дорогая Маша Березина», «Холостяки» и др.
Сегодня о ней говорят уже не как о дочери знаменитых родителей, а как о самостоятельной творческой единице. От матери она унаследовала красоту и талант, от отца – хороший вкус, чувство стиля и тонкую душевную организацию. На ее счету – уже 25 режиссерских работ, 21 роль в кино и 5 сценариев.