Когда думаешь о Джемме Сергеевне Фирсовой, когда пытаешься объять её индивидуальность, то дух захватывает и невольно прижимает к земле. Так бывает когда встречаешь нечто грандиозное, огромное, не вмещающееся в рамки сознания.
Она была не просто красавица, она была настоящая Богиня. Её внешность, невероятную, почти инопланетную, к сожалению для многих зрителей запечатлели на плёнку наши работники камеры и штатива несоизмеримо мало. Хотя и то что осталось, её 14 киноработ, впечатляют безмерно.
Джемма Фирсова уж точно была одной из самых красивых женщин Советского Союза. И если бы только красотой дело ограничивалось, то возможно и было бы обидно. Но Джемма Сергеевна была гораздо объёмней своей красоты.
Она была выдающийся кинорежиссёр, искусствовед, поэтесса, музыкальный критик, журналист и общественный деятель. Поэтому она оставила большой след в нашем искусстве и проявилась многогранно.
Джемма Фирсова родилась в семье военного инженера в Самарканде. Имя своё она получила в честь героини романа Э. Войнич «Овод». С детства девочка была очень болезненным ребёнком, съедаемая туберкулёзом. Климат Средней Азии для неё был тяжёл, и возможно останься она там ещё на какое-то время, то долго бы не протянула.
Но тут началась война и отец с матерью поехали на фронт взяв с собой болезненную дочь. Все четыре года девочка моталась с родителями по фронтам, и потихоньку её здоровье начинало улучшаться, пока организм не поборол болезнь совсем.
Картины войны, увиденные детскими глазами, оставили неизгладимый след в её душе. То что она стала блестящим документалистом, её документальные фильмы о войне во многом определило её военное детство.
После войны она жила в Калининграде, бывшем Кенигсберге. Как сама Джемма Сергеевна писала про этот город: «Кенигсберг даровал мне первый дом, первую весну, первый подснежник, первый сад, первые книги, которые прочла сама. Гофмана в девять лет, в пятнадцать — Канта. Город-учитель, незримый, внечеловеческий».
Во многом этот город определил судьбу талантливой девочки. В 1949 году в Калининграде снимал фильм «Секретная миссия» знаменитый Михаил Ильич Ромм. Отец Джеммы на картине работал военным консультантом, и Ромм часто бывал у них гостях.
Увидев четырнадцатилетнюю красивую девочку, и разговорившись с ней, он каким-то особым чутьём определил её потенциал, и посоветовал после школы ехать поступать на режиссёрский факультет ВГИКа. Почему именно на режиссёрский?
Ведь с такой божественной красотой другой бы посоветовал немедленно идти в актрисы. Но Ромм уже тогда понял, что Джемма — больше чем актриса. Её культурный уровень, мировоззрение, воля и целеустремлённость уже в детские годы впечатляли больше её внешних данных.
И юная Джемма вняла советам мэтра, и поступила на режиссёрский факультет в мастерскую знаменитого А. Довженко. А когда Довженко умер в 1956 году, то она уже доучивалась у самого М.И. Ромма. Пленённый красотой Джеммы Сергей Герасимов пригласил студентку на свои актёрские курсы, и она попутно занималась познанием актёрского ремесла.
Конечно безумно жаль что актриса такой пленительной красоты редко снималась. Но и её небольшие роли запомнились зрителям: роль Нины Чародеевой в первой экранизации «Хождений по мукам», роль Лилиан Грей в «Алых парусах», роль Катишь в «Войне и мир», журналистка в «Русском сувенире».
В 1958 году Джемма сыграла главную роль Анны Вальтер в фильме-спектакле «Из пепла» по рассказу Ремарка «Последняя остановка». Спектакль поставил немец Хельмут Дзюба. Музыку написал молодой М. Таривердиев, а в роли кинооператора выступил знаменитый в будущем режиссёр Савва Кулиш. К сожалению плёнка со спектаклем не сохранилась.
Плодотворной стала работа Джеммы Фирсовой с её другом Юрием Ильенко, классиком украинского кинематографа. Трижды подряд она играла в его фильмах мистически тяжёлые роли. Роль колдуньи и блудницы Вивди в картине «Белая птица с чёрной отметиной» пробирает до мурашек.
А ещё была ведьма в «Вечере на Ивана Купала» и философски непостижимая Мария в «Роднике для жаждущих». Пожалуй работа с Ю. Ильенко стала пиком актёрской карьеры Фирсовой как актрисы.
В 1972 году Джемма Сергеевна была утверждена В. Жалакявичусом в главной роли Марии в картине «Это сладкое слово свобода». Но собственные съёмки помешали ей сыграть эту роль. Она снялась там лишь в небольшой роли Элен Карреры.
Своё кино у Джеммы Сергеевны началось ещё в 1959 году когда она сняла дипломный фильм «Последний лист» с юной Ларисой Кадочниковой в главной роли. Потом она сняла художественный фильм по В. Аксёнову «На пол-пути к Луне». А потом наступил долгий период её триумфального творчества как режиссёра на ниве отечественной документалистики.
Джемма Сергеевна сняла множество документальных фильмов, многие из которых получили международные призы и награды. Но и отечество отметило её труд. За фильм «Зима и весна сорок пятого» она получила Государственную премию, а за участие в знаменитой киноэпопеи «Великая отечественная» она получила Ленинскую премию. Хоть сделал всего один фильм «Битва за Кавказ» из двадцати.
Мудрым наставником и помощником Джеммы Сергеевны был её любимый супруг Владислав Микоша, знаменитый советский кинооператор и хроникёр, который снимал ещё в 30-е годы Сталина и челюскинцев. У супругов была разница в 26 лет, но это не помешало им прожить душа в душу сорок лет. Этот союз был удивительным.
Он был для нее учителем, другом, соратником, мужем. Как сама Джемма Сергеевна философски определила своё отношение к мужу: «Любовь – это когда двое вместе намного интереснее, чем по одному. Любовь – это когда люди врастают друг в друга».
В. Микоша был соавтором некоторых фильмов супруги. Они вдвоём сделали фильм «Встреча с Джокондой», кадры которого стали хрестоматийными.
Активная натура Д. Фирсовой проявлялась не только в творчестве, но и во многом другом. В конце 1970-х — начале 1980-х годов работала в Госкино СССР главным редактором групп военно-патриотических художественных фильмов. Также она являлась президентом Всесоюзной федерации женского хоккея на траве.
В конце 80-х — начале 90-х годов она была эксперт-координатором программ сохранения и развития российских музеев (Архангельское, Абрамцево, Пушкинский комплекс в Санкт-Петербурге: Музей-Лицей, Музей-квартира Пушкина на Мойке, Музей «Современника» и др.).
После аварии на Чернобыльской АЭС Д. Фирсова участвовала в создании организации «Союз Чернобыль». Впоследствии она, очень неравнодушный и ответственный человек, была назначена руководителем одной из нескольких независимых экспертных групп по непосредственным причинам аварии на ЧАЭС.
Документальное кино Джемма Сергеевна умудрялась снимать даже в тяжёлые пос-советские времена. Последние три документальных фильма она сняла в 2007-2009 годах.
А в 2012 году её не стало. И все кто её знал близко удивлялись её уходу в 77 лет. Она была полна планов как минимум ещё на 50 лет вперёд, не болела, была бодрой.
Один раз прогуливаясь по Москве с молодой подругой она упала на улице и воскликнула «Не беспокойтесь, милая, бабулька в порядке!». Потом отряхнулась, встала и сама же парировала: «А где вы тут видите бабульку?».
Джемма Сергеевна Фирсова была потрясающая личность. И жизнь у неё была многоуровневая. Её биография подходит для серии «Жизнь замечательных людей». В маленькую статейку о ней её жизнь никак не вкладывается.
Она объяла всё возможное. И похоже для Джеммы Фирсовой и не было ничего невозможного. Она вполне удовлетворила свои интеллектуальные запросы внеся большой вклад в нашу жизнь. С таким памятником самой себе, озарённой внутренним светом, было не страшно уйти в горний мир.
***
Поэзия Джеммы Фирсовой это особое явление. При жизни у неё вышли две книги стихотворений «Сны возвращений» и «Вторая реальность», за которые она получила и международную премию и премию журнала «Огонёк», а также получила звание «Золотое перо России». Из множества её стихотворений хотелось бы отметить одно:
Меня уже сжигали на костре
В Нормандии, Бургундии, Салеме.
И в проруби во вьюжном декабре
Топили, останавливая время.
.Мне не прощали избранность мою.
Мне не прощали то, что я летаю.
Мне не прощали то, что я люблю,
Что я дарю удачу и караю.
.Мне не прощали то, что я пою
И вызываю молнии и грозы.
Мне не прощали искренность мою —
Мой смех, тоску, молчание и слёзы.
.Мне не прощали, что в моих руках
Любое дело спорилось и пело.
Мне не прощали, что скрывая страх
Чуму и оспу я лечить умела.
.Мне не прощали, что любой судьбы
Заранее я знала завершенье,
И то, что просто так, без ворожбы
Во всём читала тайные знаменья.
.Мне не прощали, что в вечерний
Меня виденья в поле посещали,
Что Гостя моего священный глас
В моей каморке много раз слыхали…
.Мне не прощали, что приняв коня,
Копьё и меч, надев мужское платье,
Я шла на бой, и воины меня,
Как полководца приняли в объятья.
.Мне не прощали юности моей.
Когда от зависти товарки умирали,
И счёт теряя лет моих и дней,
Они от тихой зависти сгорали…
.Мне не прощали, что моя любовь
Бессмертье смертному избраннику дарила,
Что я ему свою вливала кровь,
Что я свои вливала силы…
.Испытывая леденящий страх
За мной следили утром, днём и ночью.
Пророка моего в Его крылах
Не раз видали пред собой воочью…
.Да, я прошла и пытки, и костры.
Я всё прошла — и вновь не отступаю.
Я принимаю тяжкие дары —
И ничего в судьбе не отвергаю.
.И корчатся мучители мои
На смертном ложе то от ужасной хвори,
В последние мгновения свои
Испив до дна сосуд вины и горя…
….И плачу я, не в силах уберечь
Их, палачей моих, от неизбежной кары, —
Из рук Судьбы не выбьют грозный меч
Прощающие всё моей судьбы фанфары.