Грязь растеклась по белому передничку, и Мари едва не заплакала. Она ненавидела улицы: стоило ей выйти из дома, как окрестные ребятишки бросали свои игры, чтобы посмотреть на нее. И уж тогда — только держись. За градом насмешек летели в Мари комья грязи и гнилые овощи…Никто не хотел дружить с девочкой из рода палачей!
Анна-Мари Грошольц появилась на свет 7 декабря 1761 года в Страсбурге, городе, расположенном в регионе Эльзас между Германией и Францией. О ее происхождении известно крайне мало — и это несмотря на то, что Анна-Мари написала мемуары, которые, правда, позднейшие биографы сочли «пронизанными преднамеренной ложью».
Так, Грошольц утверждала, что отец ее был солдатом, погибшим во время Семилетней войны…однако поднятые документы опровергли то, что она так тщательно пыталась скрыть: за плечами женщины стояло несколько поколений городских палачей. Постыдная правда!
Палачи считались в обществе особого рода категорией — теми, кого опасались и ненавидели одновременно. Ни вполне приличный достаток, ни сопутствующие их работе умения (палачи порой практиковали наравне с врачами) не сближали их с людьми обычных профессий. Оттого-то они держались особняком, тесным семейным кругом, противостоящим боязливому презрению окружающих.
А обыватели свое отношение выражать не стеснялись, — по мере сил и возможностей, конечно, — запрещая, например, «палачихе» притрагиваться на рынке к продуктам, а «отродьям» — общаться с детьми «честных горожан». Неудивительно, что и много лет спустя Анна-Мари предпочитала скрывать свое происхождение.
Ее мать, мадам Грошольц, тоже не могла смириться с участью изгоя, а потому, овдовев, решила покинуть Страсбург, где отлично знали ее семью. Вместе с дочерью она перебралась в швейцарский Берн, и устроилась экономкой к доктору Филиппу Курциусу.
Курциус по-доброму отнесся к маленькой Анне-Мари. В новом городе девочка так и не нашла подруг, зато обрела «дядюшку Филиппа», который, не имея своих детей, по-настоящему к ней привязался. Он обучал ее тому, что знал и умел сам.
А умел он не только лечить людей, но и лепить из воска: сначала речь шла об анатомических пособиях, а потом и о так называемых «посмертных масках» — слепках, сделанных с лиц умерших.
Впрочем, набив руку, Филипп Курциус не остановился на достигнутом: в 1765 году он переехал в Париж, где открыл мастерскую восковых портретов. Новинкой заинтересовалась мадам Дюбарри, фаворитка короля Людовика XV, которая заказала свою статую…И это принесло Курциусу невероятную популярность среди парижан.
Большое число заказов, выставки, привлекавшие внимание…все это делало бизнес бывшего врача весьма прибыльным. На него трудились несколько человек, включая и юную Анну-Мари Грошольц, которая проявила недюжинный талант. В 1777 году она сделала свою первую самостоятельную работу — фигуру Вольтера. Затем Жан-Жака Руссо, Бенджамина Франклина…
И, возможно, все шло бы хорошо и дальше, тем более, что для этого были все предпосылки — ведь Курциусу и его помощнице благоволила королевская семья, чьи скульптуры тоже украшали его галерею, если бы не разразилась революция.
Казалось бы, в мятежной Франции интерес к восковым творениям должен был угаснуть: до того ли в непростое время?
Однако вышло, как ни странно, наоборот. Анну-Мари, арестованную в числе сторонников королевской власти, освободили, узнав, что она — тот самый мастер, чьи работы — восковые головы успевших бежать дворян — толпа носит, насадив на шесты. Более того, ей нашли и работу, от которой — по понятным причинам — невозможно было отказаться.
Мадемуазель Грошольц поручили сделать посмертные маски казненных — Людовика XVI и его супруги Марии-Антуанетты. Кроме того, она же создавала и изображения видных деятелей революции — Робеспьера, Марата…Смерть привела в ее руки всех.
В 1795 году, спустя год после смерти своего учителя Филиппа Курциуса, Анна-Мари, унаследовавшая его дело, вышла замуж за некоего инженера Франсуа Тюссо, которому родила 3 детей. Однако, обзаведясь семьей, эта дама не стала домохозяйкой. Она по-прежнему занималась восковыми фигурами, и слава ее росла.
В 1802 году вместе со старшим сыном Жозефом она отправилась в Англию, чтобы организовать там выставку…но вернуться не смогла. Нестабильность, порожденная наполеоновскими войнами, заставила ее кочевать по стране, демонстрируя коллекцию восковых фигур публике. Выставки, иллюстрирующие беззакония революции, были популярны в Британии, и это предопределило успех мадам Тюссо.
В начале 1820-х годов к матери и брату перебрался и Франсуа, младший сын мадам, тоже решивший войти в предприятие. Со временем семья оставила переезды, обосновавшись в Лондоне, где и открыла музей.
Анна-Мари Тюссо, чья жизнь была неразрывно связана со смертью, скончалась в 1850 году в почтенные 88 лет, а коллекция, собранная при ее участии, выставляется до сих пор.