13-летняя Кристиания плакала несколько часов подряд, когда отец сообщил ей о намерении выдать ее замуж за 20-летнего красавца Роберта, сына местного барона.
Нет, Кристиании очень нравился молодой рыцарь, победитель нескольких турниров в Англии и в Нормандии. Наверное, не было на Туманном Альбионе дамы, которая не мечтала бы, чтобы Роберт преклонил перед ней колено.
И вот — красавец, богач, единственный наследник барона, достался Кристиании, но она льет слезы и взывает к Господу, чтобы освободил ее от чаши сией. Почему? А все из-за главного страха средневековой женщины.
Средневековая Европа — это, по большей части, патриархальное общество, в котором женщины занимали определенные социальные роли — мать, жена, крестьянка, ремесленница, монахиня и т.д.
Жизнь женщины сильно зависела от ее происхождения и статуса, хотя даже принцессам и королевам никто не гарантировал благополучного существования. Нередки были случаи, когда даже самые знатные дамы оказывались в полной нищете и бесправии.
О простолюдинках и говорить не приходится: их жизнь была тяжелой и беспросветной безо всяких исключений. Средневековая крестьянка, как правило, имела несколько детей мал-мала-меньше. Жилье — жалкая лачуга — обыкновенно располагалась на земле феодала, поэтому за проживание приходилось платить арендную плату.
Все, что удавалось заработать, уходило на оплату жилья, а также на муку и молоко для приготовления каши. Дети — тощие, чумазые, вечно голодные. Постоянно просят есть, кричат от голода. Мать вынуждена выбирать, какого ребенка подкармливать, а какому недодавать пищи.
Отец семейства чаще всего — озлобленный, жестокий алкоголик. Рукоприкладство по отношению к жене и детям для него — норма семейной жизни. Однако, без мужа женщине жить еще хуже, еще страшнее, ведь один из главных страхов средневековой женщины — быть обесчещенной.
По городам и весям Средневековой Европы бродило множество «лихих людей», и практически никто не мешал разбойнику-бродяге проникнуть в жилище одинокой девицы или вдовы и напасть на нее. Для простолюдинки наличие мужа было хоть какой-то защитой от насилия, хотя и оно спасало далеко не всегда.
Разумеется, у живущей в хорошо защищенной усадьбе аристократки вероятность стать жертвой лиходея была значительно меньше. Тем не менее, жизнь молодой знатной женщины также была подчинена огромному страху. И назывался этот страх — боязнь смерти во время родов.
Сама мысль о родах была для Кристиании нестерпимой. Фактически, состояние беременности для нее равнялось тяжелейшей, смертельной болезни.
И этот страх сформировался отнюдь не на пустом месте. Во время родов скончалась мать Кристиании, благородная Маргарета; пытаясь дать жизнь близнецам, погибла ее тетка; а не так давно при родах испустила дух и старшая сестра юной невесты… К своим тринадцати годам Кристиания знала не меньше десяти женщин, которые отправились к Господу, пытаясь разрешиться от бремени.
Таким образом, прекрасный рыцарь Роберт, ее жених, превратился для Кристиании в злейшего врага, который сделает ее беременной и, тем самым, убьет… Она не могла этого допустить.
В Средние века такой важный раздел медицины, как акушерство и гинекология, почти полностью был отдан на откуп женщинам. Мужчин-врачей к беременным не подпускали по требованию церкви и по соображениям морально-этического характера.
При этом, врачей-женщин в те времена практически не было, а так называемые акушерки зачастую происходили из низших классов общества и были неграмотными.
Акушерство в Средние века вовсе не требовало образования: роды могла принимать, по сути дела, любая женщина. Для многих рожениц такое положение вещей оказывалось смертным приговором.
Таким образом, не приходится удивляться тому, что именно роды были самым большим страхом в жизни средневековой женщины. Даже самые знатные роженицы, даже королевы не были застрахованы от гибели при попытке подарить наследника своему суженому.
И надеяться на благополучный исход можно было только, уповая на Господа Бога — медицина, по большому счету, ничем помочь не могла.
Именно поэтому среди женщин распространились так называемые рубашки для зачатия — специальные ночные сорочки с целомудренной прорезью в нужном месте и вышитой надписью: «С Божьей помощью». Такие рубашки использовались в Европе вплоть до XIX столетия.
Господь должен был помочь женщине не только благополучно зачать ребенка, но и выносить его, и родить.
Однако, рубашка, мягко говоря, не всегда спасала роженицу — это было очевидно всем. И у женщин оставался единственный надежный способ спасти себя от смертельной угрозы, которую несли в себе брак, беременность и роды.
Кристиания от всей души поблагодарила отца за прекрасного жениха, которого тот ей нашел, но тут же заявила, что не может выйти за Роберта замуж, так как планирует сохранить себя в чистоте для Иисуса Христа. Иными словами, девочка собиралась стать невестой Христа, дать монашеский обет.
Отец, человек набожный, не посмел противиться желанию дочери. Брак был отменен, а Кристиания отправилась в один из ближайших монастырей.
Она прожила долгую жизнь, посвятив ее Господу, и в конце жизни даже став аббатисой.
К сожалению, Кристиания не оставила воспоминаний, и мы так и не узнали, пожалела ли она хоть раз о том, что не решилась выйти замуж и родить детей…