Испанский чёрный

Главный цвет Испании эпохи Возрождения — это чёрный. Нет-нет, его носили и в других странах, но в Испании особенно много.

Со времён Колумба растительные красители стали важным источником дохода Испании. И если раньше добиться глубокого чёрного цвета было нелегко и стоило очень дорого, то теперь древесина камешевого дерева, которую везли и везли из Нового света, позволяла окрашивать ткани в насыщенный «цвет воронова крыла».

Испанские монархи очень полюбили чёрный. А Филипп II, который правил страной практически всю вторую половину XVI века, натура меланхоличная и очень глубоко верующая, старался подчеркнуть религиозную основу испанской монархии.

И чёрный, «степенный, сдержанный и религиозный«, годился для подобных целей как никакой другой. Ну а мощь Испании (и политическая, и экономическая) привели к тому, что испанские вкусы, в том числе и в одежде – стали доминировать в Европе.

Даже когда Филипп был принцем, только собиравшимся вступить в брак с Марией Тюдор, именно чёрных костюмов, в основном бархатных, было больше всего в гардеробе, который он счёл уместным взять с собой, отправляясь к иностранному двору.

Так продолжалось на протяжении всей жизни – и когда он отправился в Сарагосу выдавать замуж дочь, инфанту Каталину Микаэлу за герцога Савойского, то среди пёстрой толпы король выделялся чёрной одеждой. И на большей части своих портретов он запечатлён именно в чёрном.

Причём речь могла идти как о роскошных тканях, например, чёрном бархате, ещё и в сочетании с серебряной парчой, так и совсем скромных. Настолько, что, как гласит одна легенда, однажды в часовне Эскориала он встретился с крестьянином, и тот, наивно приняв Филиппа за равного, принялся расспрашивать об украшающей стены росписи. И король, заметим, провёл крестьянину экскурсию.

А третья супруга Филиппа, Елизавета Валуа, желая оставить позади своё французское происхождение и продемонстрировать связь со своей новой родиной, часто одевалась в чёрное.

В 1599 Маргарита Австрийская прибыла в Испанию, чтобы стать женой наследника Филиппа. Конечно, собралась вся знать, в честь свадебных торжеств наряженная в самое лучшее, самое роскошное, и главным цветом оказался, что неудивительно, чёрный — или сам по себе, или в комбинации с другими цветами. Даже на свадьбе!

Впрочем, строгость чёрного совершенно не мешала комбинировать его с яркими цветами, украшать драгоценностями, вышивкой и т.д. Более того, на чёрном фоне всё это, наоборот, очень красиво выделялось.

К началу XVII чёрный уже окончательно укрепил свои позиции в качестве “цвета, подходящего для живых и мёртвых«, «самого честного цвета» и самого «почитаемого в Испании«, как писали о нём современники. И отголоски этой любви к чёрному в испанской культуре чувствуются до сих пор.

Оцените статью