Бернес отвернулся от жены, когда она тяжело заболела – страх заразиться (сегодня наука говорит – совсем необоснованный) был сильнее любви и стыда. А как романтично все начиналось…
Популярный советский актер и эстрадный певец (все мы помним его «Шаланды, полные кефали», «Тёмную ночь» и другие советские хиты) любил страстно, увёл жену у другого… И не смог справиться с канцерофобией, когда любимая тяжело заболела.
- Другого такого не было
- Смелое заявление
- Измены и поздний ребёнок
- Любовь и страх
Любовь Марка Бернеса и его первой жены Паолы Линецкой начиналась, словно в романе «Мастер и Маргарита». Юная актриса, роковая красавица ушла к артисту от мужа, известного и очень состоятельного советского инженера. В последние месяцы своей жизни Паола горько пожалела об этом: быть рядом с ней, больной, Бернес не смог.
Другого такого не было
Марк Бернес вырос в Харькове. После школы-семилетки отец отправил его учиться на бухгалтера, но парень сразу же бросил бухгалтерское училище, перевелся в театральный техникум и начал работать в Харьковском театре. Потом переехал в Москву, какое-то время играл незначительные роли в театре, а в 1937 году его пригласили на роль шпиона в одноименном фильме.
Следующая роль, красноармейца Кости Жигилева в фильме «Человек с ружьем», стала для Бернеса звездной – в этом фильме он исполнил песню «Тучи над городом встали». С тех пор, если Бернес играл в кино, он пел. Спел «Любимый город» в картине «Истребители», «Шаланды, полные кефали» и «Темная ночь» в фильме «Два бойца»… И ролей, и песен было много.
Зрители любили Бернеса-певца даже больше, чем Бернеса-киноактера. Его киношные песни записывали на пластинки, он ездил в гастрольные туры, в том числе за границу. Постепенно артист подобрал себе замечательный репертуар.
У каждой советской девушки была открытка с фотографией Бернеса. В 1960 году на стадионе в Лужниках он спел «Враги сожгли родную хату» — свою самую пронзительную, самую главную песню. После этой песни он стал в СССР звездой №1. Другого такого не было.
Смелое заявление
Но все это: слава, успех, деньги – придет потом. Пока что Марк Бернес – недавно переехавший из Харькова провинциал, в театре он – на вторых и третьих ролях. Сейчас мы – свидетели одного из самых неловких моментов жизни актера: Марк проваливает репетицию.
Он занят в одной сцене с примой частного Театра Корша , 19-летней Паолой Линецкой, смотрит в ее необыкновенные фиалковые глаза и от волнения не может вспомнить ни одной реплики.
«Марк, что с тобой?» – спрашивали коллеги. – «Женюсь на Паоле!»
Это было смелое заявление: прима, жена очень обеспеченного человека, самая красивая актриса в театре едва ли обратила бы внимание на бедного начинающего актера. Но Бернес уже тогда был неотразимым. И очень настойчивым. Через два года Паола ушла от мужа к бедному артисту.
Измены и поздний ребёнок
Бернес прожил с Паолой Линецкой 25 лет. Первые годы были наполнены безденежьем, экономией и обедами у друзей. Но оказалось, что когда рядом любимый человек, не так уж и нужны деньги, наряды и развлечения… Паола была счастлива.
Говорят, Бернес ей изменял, но она принимала это, как часть его творческой натуры. «Что ты говоришь Паоле, когда приходишь утром домой?» – спрашивали друзья. — «Здравствуй, родная», остальное она сама говорит», — отмахивался Бернес.
И при этом он был надежным. Это странно – но артист состоял из сплошных противоречий. Зиновий Гердт, друг Бернеса, говорил о нем: «Добрый — злой, умный — темный, честный — несправедливый, смелый — нерешительный, простодушный — хитрый, доверчивый — подозрительный, жесткий — сентиментальный, веселый — мрачный…»
Он весь состоял из этих взаимоисключающих эпитетов. Заводил романы, почти не скрываясь, и при этом был сильным, уверенным, легко решающим любую проблему. «За ним – как за каменной стеной» — это про Бернеса.
С каждым годом супруги становились все ближе друг к другу, а через 21 год совместной жизни у них родилась Наташа, их поздний ребенок. Наступило абсолютное, полное, безмятежное счастье. О таком можно было только мечтать.
И, как это часто бывает, когда всё стало совсем хорошо, жизнь рухнула. Счастье разлетелось на мелкие осколки. Вокруг были только боль, стыд и страх. Проклятый страх был сильнее стыда, сильнее разума. Сильнее любви.
Любовь и страх
Наташе было всего три года, когда Паола сильно заболела. Обычно живая и веселая, она как птичка угасала на глазах. Врачи поставили страшный диагноз: рак, ничего сделать нельзя. Мужайтесь.
У Бернеса, этого человека-скалы, от ужаса подкашивались ноги. Но актер боялся не за любимую жену, не за дочку, которая останется без матери. Он панически боялся заразиться. Незадолго перед этим от рака умерли отец и сестра Бернеса. Возможно, этим объясняется его первобытный, пещерный ужас перед болезнью. Врачи объясняли Бернесу, что болезнь не заразна.
Друзья и близкие стыдили, рассказывали, как плохо сейчас Паоле. Бернес всех слушал, но слышал только страх.
Свой дом артист разделил дом на две половины: Паоле нельзя было входить к Бернесу, Бернес не заходил к ней. Марк велел домработнице поделить все вещи. Он наотрез отказался от больной жены, и никто не смог его переубедить.
Последние два месяца своей жизни Паола провела в больнице. Бернес ни разу ее не навестил. У него потом были яркие любовные истории, блестящие роли и концерты, счастливый брак, но часть Бернеса умерла вместе с женой. Он больше никогда не смог отыскать в себе веселого, беззаботного парня, который заглянул когда-то на репетиции в фиалковые глаза партнерши и от восторга забыл все свои реплики.