«Двусторонний портрет Марианы»

Наследный принц в нетерпении вбежал в парадную залу, где его внимание сразу попытались привлечь несколько миловидных фрейлин, но он лишь вежливо извинился…и поспешил в другой конец помещения. Было слишком многолюдно, а потому он до последнего не мог разглядеть картину, которую так жаждал увидеть.

Наконец, заметив изображение, принц разочарованно вздохнул: с картины, хитро прищурившись, на него смотрела нарисованная гадалка. Это значило только одно: сегодня его возлюбленная ждала в покоях не его…

Мариана появилась на свет в 1785 году в обнищавшей семье шведских дворян. Все решения, принимаемые ее родителями касательно будущего своих дочерей, были направлены на улучшение их благосостояния: ни о каком личном счастье речи, разумеется, не шло.

Так, отец Марианы, барон Густав Фредрик Коскулль, разорвал помолвку своей старшей дочери, Констанце (Стансе) с ее возлюбленным и выдал ее замуж за одного богатого торговца. Ни слезы, ни мольбы не смогли разжалобить родителя: любить Стансе может кого угодно, но под венец должна пойти с тем, кто не даст всему их семейству умереть от голода.

Эту прописную истину с малых лет уяснила и сама Мариана: главное — это деньги и влияние, а остальное уже приложится. Попав в качестве фрейлины ко двору шведской королевы Шарлотты, она сразу начала искать способы закрепиться в высшем обществе. Она прекрасно осознавала, как ей повезло: немногим девушкам ее уровня удавалось получить столь хорошее образование и добиться места в королевской свите.

Мариана, по воспоминаниям современников, не могла похвастаться красотой, но обладала редким музыкальным и драматическим талантом, а также великолепно играла на арфе. На сцене любительского театра ей не было равных, высокопоставленная публика ее обожала, и, разумеется, не прошло много времени, как Мариана привлекла к себе внимание самого короля Карла XIII.

Поговаривали, правда, что для связи с фрейлиной монарх был уже староват: ему было за шестьдесят, да и здоровье оставляло желать лучшего…

В конце жизни Карл XIII почти не принимал участия в управлении страной, а на государственных собраниях обычно дремал. Впрочем, на то, чтобы любоваться Марианой, выполнять ее просьбы и капризы, возможностей короля хватало. Придворные посмеивались: разбудить короля могло лишь упоминание дела, о котором его просила похлопотать милая Мариана.

И все же юная баронесса понимала, что положение ее шатко: сейчас она живёт при дворе, радуется дорогим подаркам и может помогать своим менее удачливым братьям и сестрам, а что же будет, когда монарх неизбежно и, судя по его состоянию здоровья, довольно скоро покинет этот мир? Страх заполнял все помыслы Марианы, пока простое и элегантное решение проблемы не нашлось само собой.

Фрейлина уже некоторое время считалась официальной любовницей Карла XIII, когда к шведскому двору пожаловал его приёмный сын и наследник престола Карл Юхан. Вскоре после прибытия жена принца Дезире Клари заскучала и вернулась во Францию, а сам Карл Юхан, почувствовав себя одиноко, решил приударить за кузиной Марианы — Авророй Браге, но, получив отпор, заинтересовался фавориткой короля.

Роман их развивался стремительно, однако достоянием широкой общественности стал лишь несколько лет спустя, в 1815 году, когда жена пожилого Карла XIII, тоже несколько лет отсутствовавшая в Швеции, вернулась ко двору и обнаружила, что не только ее больной муж, но и его приёмный сын полностью очарованы Марианой, и оба считают ее своей любовницей.

Всю эту пикантную ситуацию в обществе находили курьёзной и неловкой, а придворные дамы с завистью шептались: как это, интересно, одна не самая красивая фрейлина смогла заполучить сразу и короля, и его преемника?!

Тогда же распространился и слух, что в одном из залов дворца баронесса разместила двустороннюю картину. Если полотно было повернуто к зрителям стороной с изображением самой Коскулль в образе музы, то наследный принц этим вечером мог рассчитывать на ее общество, а если общество могло наблюдать лишь изображение гадалки, то этот день Мариана планировала посвятить королю.

Быстро освоившись и осознав свою власть, молодая особа стала продвигать родственников и друзей на самые прибыльные и почетные должности, что вызвало при дворе некоторое недовольство. В числе прочего, она устроила своего брата, Густава Адольфа Коскулля, в королевскую гвардию, хотя тот пользовался крайне дурной репутацией.

Впрочем, Мариана была со всеми без исключения так мила и учтива, что настоящего зла на нее никто не держал, даже королева Шарлотта находила ее весьма добросердечной девицей.

В 1818 году король Карл XIII скончался, и Карл Юхан вступил на престол. Так получилось, что в течение нескольких последующих лет при дворе не было ни одной королевской особы женского пола: Шарлотта скончалась, а полузабытая официальная супруга нового короля не стремилась приезжать в Швецию. Поэтому все обязанности первой придворной дамы взяла на себя Мариана.

Она жила в роскошных апартаментах во дворце, имела статус официальной фаворитки и пользовалась практически безграничной властью.

За годы баронесса смогла сколотить неплохое состояние и обеспечить всем родственникам безбедное будущее, а потому, когда королева Дезире все же приехала в Стокгольм, Мариана не слишком расстроилась. Покорно она выехала из своих комнат и приняла должность камер-фрейлины, что позволило ей жить по-прежнему.

Доподлинно неизвестно, расстроились ли отношения Марианы и Карла после возвращения его супруги, или же устоявшаяся связь стала скрываться тщательнее. Как бы то ни было, но после 1823 года в качестве любовницы короля Мариана не упоминалась.

Любовница «двух королей» спокойно дожила свой век при дворе и скончалась в возрасте 56 лет в 1841 году. Она никогда не выходила замуж и не имела детей.

Оцените статью