Начала сниматься по настоянию сына после смерти супруга: Вера Кузнецова — всесоюзная бабушка отчественного кино

Первое же появление актрисы на экране в роли Агафьи Карповны («Большая семья», 1954) закрепило за ней амплуа милой мамы или бабушки. Доброй, кроткой, терпеливой и очень женственной. Начав сниматься в 47, она сыграла более чем в 70 картинах, сделав нас чуть терпеливее и милосерднее.

6 октября Вере Кузнецовой могло бы исполниться 115 лет. Чем не повод вспомнить непростую судьбу талантливой актрисы?

Магия театральной сцены

Ох уж этот Саратов! Он подарил нам не только Олега Табакова. В 1907-м в большой семье Сдобниковых появилась на свет дочь Вера. У девочки было пятеро братьев и сестер. Мама занималась домашним хозяйством, а отец писал иконы. Когда Вере исполнилось 11, мамы не стало. Чтобы прокормить семью, отец стал подрабатывать мастером -декоратором в театре. Этот мир захватил девочку целиком.

Вера блистала в школьных постановках, а в 16 лет поступила в местную драматическую студию. В 1925-м отец скончался, и 18-летняя девушка переехала в Ленинград, где жила старшая сестра.

Там она продолжила обучение в театральной студии Пролеткульта. В 1933-м вошла в труппу Нового театра, созданного учеником В. Мейерхольда Исааком Кроллем (ныне Театр им. Ленсовета). В общей сложности сцене актриса посвятила 45 лет жизни.

Театр подарил Вере главную встречу в жизни — с актёром Анатолием Кузнецовым, который стал ее мужем и отцом двоих сыновей. Старший Всеволод появился на свет в 1928-м, а младший Юрий — лишь через 17 лет. В годы Великой Отечественной Вера гастролировала вместе с театром на фронте, о чем свидетельствует уникальная фотография из архива театра им. Ленсовета.

«Большая семья» и кинокарьера актрисы

В 1954-м супруг Веры Кузнецовой ушел из жизни. Для нее это было большим ударом. Тяжелый для актрисы период совпал со съемками в фильме «Большая жизнь» режиссера Иосифа Хейфица. Того самого, который был экс-супругом Янины Жеймо. Фильм по известному роману В. Кочетова «Журбины» стал настоящим явлением отечественного кино.

Удивительная история трех поколений семьи кораблестроителей — образцовый гимн рабочему классу. «Каркасу всего человечества», как утверждал Илья Матвеевич Журбин. Преданность делу, энтузиазм, человеческая чистота по-настоящему захватывают зрителя.

Смотря фильм сегодня, невозможно не ностальгировать по временам великих свершений СССР. Пока муж и дети строят корабли, дом держится на терпеливой, очень сдержанной и добросердечной Агафье Карповне, в роли которой очень органична Вера Кузнецова.

Домохозяйка, без дела она не сидит, но при этом все подмечает: «Лида, голубушка, да что с тобой?» (Супруге сына Виктора). И при этом полностью вовлечена в великие свершения мужа, свекра и сыновей: «12-й корабль на моем веку. Помню каждый, как дни рождения моих детей» .

Фильм был отмечен в Каннах, получив награду в номинации «Лучший актёрский ансамбль». И правда, за каждым исполнителем имя: Сергей Лукьянов и Борис Андреев, Николай Сергеев и Клара Лучко, Алексей Баталов и Ия Арепина.

Режиссеры, восхищенные образом Агафьи Карповны, наперебой стали приглашать Веру Кузнецову в свои картины. Сын Всеволод, который к тому времени сам стал актёром (большую часть карьеры играл в БДТ им. Товстоногова, народный артист РСФСР) настоял на том, чтобы мама, впервые появившаяся на экране в 47 лет, продолжила кинокарьеру.

В начале 70-х она даже примет решение уйти из театра, полностью сосредоточившись на кинематографе.

В активе актрисы 71 картина, где она воплощала на экране мам, бабушек, добросердечных старушек. В 1965-м Вера Кузнецова вновь получит награду Каннского фестиваля за образ Натальи Гусаковой в х/ф «Жили-были старик со старухой». Но чаще ей доставались небольшие роли, и в каждой она была прекрасна:

  • нянечка, ухаживающая за Кирьяном («Вечный зов»);
  • мать Тани («Отчий дом»);
  • Лукерья в «Кроткой»;
  • мать Ольги Вознесенской («Раба любви»).

Каждое ее появление на экране находит почитателей. Нахожу в комментариях:

До сих пор помню ее «Ах, Вольдемар, Вольдемар» из «Кортика». Как она органична была в роли старушки из прошлой жизни! (Вадим Ц.)

Завершение карьеры и судьба сыновей

До конца дней Вера Кузнецова числилась в штате «Ленфильма». Последней картиной, где она снялась, стал х/ф «Хмель» (1991). А 1 декабря 1994-го актрисы не стало. Ей было 87. Оставшись вдовой в 47, больше семью Вера Кузнецова не создавала.

И была очень благодарна старшему сыну, который убедил ее сниматься в кино. Это спасло женщину во время еще одной тяжелой утраты — в 39 лет от онкологии скончался ее младший сын Юрий.

Известный театральный актер, Всеволод много снимался в кино. Правда, в его послужном списке нет главных ролей. Он был настоящим мастером эпизода: Борман в «Весне на Одере», Платон Волокитин в «Даурии», Осип Баженин в «России молодой». В его активе восемь десятков ролей.

Актерская династия Кузнецовых — люди очень скромные, поэтому подробности их личной жизни найти трудно. На официальном сайте Всеволода Анатольевича, ушедшего из жизни в 2003-м, фото его могилы на Ваганьковском кладбище. Через год рядом с ним была похоронена Людмила Первова, скорее всего, супруга актёра.

В комментариях о творчестве артиста человек под ником Кузнецов Н.В. уточнил некоторую информацию о нем. Модераторы обратились к нему с вопросом, не является ли он сыном Всеволода Анатольевича. Уточнять свое родство автор не стал.

В день рождения Веры Кузнецовой оставляю вас с ее героинями, несущими нам тепло и ощущение материнских рук рядом.

Оцените статью
Начала сниматься по настоянию сына после смерти супруга: Вера Кузнецова — всесоюзная бабушка отчественного кино
Разрыв с Антоном Табаковым, смерть бывшего мужа, страшный диагноз: испытания Екатерины Семеновой