«Эй, гражданина, ты туда не ходи, ты сюда ходи!» — кто же не помнит эту фразу из любимой комедии «Джентльмены удачи»! Незадачливого жулика Василия Алибабаевича, который её произносит, сыграл Раднэр Муратов. Актёр стал невероятно популярным после премьеры «Джентльменов…». Но эта популярность не принесла ему счастья.
Финал жизни Раднэра Муратова и вовсе оказался трагичным.
Рождённый радоваться
«Радуйся новой эре» — именно так расшифровывается имя Раднэр. Папа будущего актёра, Зинят Муратов, был убеждённым коммунистом и беззаветно верил в светлое будущее, потому и сына назвал так символично. Правда, как только Раднэр немного подрос, он стал представляться упрощённым вариантом — Радик, оставив полное имя для официальных документов.
Он родился в 1928 году, рос в 30-е, — тогда все мальчишки мечтали стать лётчиками, и Радик не был исключением. Он даже окончил лётную школу в Казани и намеревался летать. Но однажды ему на глаза попалось объявление: всем желающим предлагалось пройти конкурс во ВГИК.
«А почему бы и нет?» — подумал Радик. И без особого труда поступил в престижный институт, в мастерскую легендарного Михаила Ромма.
Вместо Фрунзика
Прежде чем прославиться ролью Василия Алибабаевича, Раднэр успел сняться в двух десятках фильмов — «Максим Перепелица», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», «Айболит-66», «Золотой телёнок»… Только вот доставались ему крошечные эпизоды, обычно его фамилия даже не упоминалась в титрах.
Только через 20 лет после окончания ВГИКа ему выпал счастливый билет — съёмки в «Джентльменах удачи». Причём поначалу ему предложили очередной эпизод — роль начальника тюрьмы. Василия Алибабаевича должен был играть Фрунзик Мкртчян.
Возможно, талантливый комедийный актёр справился бы с этой работой не хуже Раднэра — только это был бы уже совсем другой Вася. А Раднэр получил роль жулика после того, как выяснилось: Мкртчян не сможет прибыть на съёмки, потому что занят в другом проекте.
Тогда Муратов решительно отказался от роли начальника тюрьмы и признался режиссёру Александру Серому, что очень хочет играть Васю. Серый решил рискнуть — и все выиграли, а в первую очередь — зрители.
Изольда Извицкая вышла за другого
После «Джентльменов…» Муратов наконец-то стал известным и любимым актёром. Он наслаждался славой, с удовольствием участвовал в концертах и творческих вечерах, отвечал на вопросы зрителей, рассказывал о съёмках в «Джентльменах удачи», повторял к восторгу окружающих свои коронные фразы… Словом, купался в своей популярности.
А вот личная жизнь поначалу приносила больше разочарований, чем радостей. Ещё во ВГИКе он полюбил одну из первых красавиц советского кино — Изольду Извицкую. И она заинтересовалась колоритным студентом. Они стали встречаться, повсюду появлялись под ручку, Раднэр трогательно заботился о своей девушке.
Они даже какое-то время жили вместе, собираясь пожениться, как только накопят немного денег. Но однажды Изольда уехала в киноэкспедицию — на съёмки фильма «Первый эшелон». И вышла замуж за другого.
О причинах развода не рассказывали…
Неизвестно, сильно ли расстроило это известие Раднэра. Зато известно, что вскоре у него появилась другая возлюбленная — Елена Довлатбекова. Они вместе снимались в фильме «Шарф для любимой», понравились друг другу, и скоро друзья уже вновь видели влюблённого и счастливого Радика.
Они поженились, Елена родила сына, которого назвали Леонидом. Казалось, впереди — долгие годы безоблачного счастья. Но через несколько лет супруги расстались. Что произошло — ни Раднэр, ни Елена не рассказывали. Причина их развода стала известна лишь спустя много лет.
Проиграл свою жизнь
Семейное счастье Раднэра Муратова разрушила его страсть к азартным играм, точнее — скачкам. Актёр порой выигрывал на ипподроме серьёзные суммы, это его воодушевляло, и он с горящими глазами делал ставки снова и снова. Но гораздо чаще, увы, проигрывал.
Скоро он уже относил на ипподром все заработанные деньги — зарплату, гонорары за фильмы и выступления перед зрителями… Елена пыталась бороться с этой зависимостью мужа. Рассказывали, что она даже нашла психиатра, занимающегося подобными проблемами, но и его вмешательство не помогло.
Устав вытаскивать мужа из омута азартных игр, Елена забрала сына и ушла. Но и потом, не в силах смотреть, как пропадает Радик, пыталась вмешиваться в его жизнь, хотела чем-то помочь. А он неизменно отказывался: считал, что со своими бедами должен справляться сам, потому что сам в них виноват.
Друзьям он с горечью говорил, что «проиграл» свою жизнь, променял прекрасную жену и чудесного сына на скачки. Он всё понимал, но справиться с собой не мог.
Из гордости отказывался от помощи
После развода актёр очень быстро совсем обнищал. Он продал всё, что было в квартире, спал на газетах, которыми застилал положенную на стулья дверь, укрывался старым пальто… Только книги не продавал: книги — это было святое. Однажды Раднэр оказался в больнице — его сразил инсульт.
Конечно, бывшая жена и сын навещали его там, приносили еду, Елена предложила навести порядок в его квартире, но Радик наотрез отказался — наверное, ему было стыдно. Из гордости отказывался от продуктов: когда сын принёс ему полную сумку, он просто отшвырнул её, не желая оставаться в памяти любимых людей несчастным и жалким.
Грустный финал
Едва выйдя из больницы, Раднэр столкнулся с новой бедой: у него начала развиваться болезнь Альцгеймера. Он часто уходил из дома и шёл, куда глаза глядят, а как вернуться — не знал. Его искали с милицией, находили, приводили домой, а потом всё повторялось.
Выступать перед зрителями и играть в кино и на сцене он уже не мог — забывал слова. В очередной раз он ушёл из дома в октябре 2004 года. Его искали почти два месяца.
Когда наряд милиции подобрал его на площади, уже стоял декабрь. В замерзающем больном старике не признали знаменитого артиста — и отвезли в психиатрическую лечебницу. Там его и нашли друзья. Но даже в самой лучшей клинике, куда устроили Муратова, врачи уже ничего не смогли сделать. Скоро Раднэр впал в кому, и 10 декабря его не стало.
Василий Алибабаевич остался самой известной ролью артиста, а съёмки в «Джентльменах удачи» — самыми приятными воспоминаниями: уже находясь во власти болезни Альцгеймера, в минуты просветления Раднэр Муратов вспоминал эпизоды из «Джентльменов…» и с горящими глазами пересказывал их тем, кто оказывался рядом.