Мамзель Яниш

Ах, куда ни взглянешь,

Всё любви могила!

Мужа мамзель Яниш

В яму посадила…

Эта злая эпиграмма авторства известного светского остряка С.А. Соболевского быстро разошлась по всей Москве. Вскоре дошла она и до главного адресата — той самой «мамзель Яниш», которая «посадила мужа в яму».

С этого момента жизнь несчастной женщины превратилась в сущий ад, ведь остряков не волновало, что в яме ее супруг оказался по заслугам…

Каролина Яниш родилась 10 июля 1807 года в Ярославле в семье обрусевшего немца, профессора Карла Ивановича Яниша. Будучи медиком по образованию, Карл Иванович обладал глубокими знаниями и в других науках, что позволяло ему успешно преподавать астрономию, физику, химию и даже живопись в нескольких российских университетах и гимназиях.

В 1813 году семья Янишей окончательно перебралась из Ярославля в Москву.

Отец самостоятельно занимался обучением дочери, которая продемонстрировала большие способности к астрономии, литературе и иностранным языкам. Уже к 11 годам Каролина отлично говорила на русском, немецком, английском и французском.

В Москве дочку Яниша отметили, про нее говорили как о девице «одаренной самыми разнообразными и самыми необыкновенными талантами».

В 1823 году Каролине исполнилось 16 лет, и она превратилась в весьма привлекательную девушку, на которую обращали пристальное внимание как ее ровесники, так и господа в возрасте. Однако, предложений о браке, которые финансово устроили бы профессора Яниша, никак не поступало.

В 1825 году на одном из литературных вечеров Каролина познакомилась с 27-летним польским поэтом Адамом Мицкевичем. Адама выслали из Варшавы в Москву за участие в польском национально-освободительном движении.

Мицкевич очаровал Каролину, да и сам увлекся барышней настолько, что просил ее руки у профессора Яниша. Однако, рациональный немец дал поляку от ворот поворот: кому нужен такой жених — беден, как церковная мышь, да к тому же, политически неблагонадежен.

Для Каролины это стало тяжелейшим ударом, тогда как Мицкевич, напротив, испытал облегчение: Адам к тому моменту уже охладел к профессорской дочке, но был вынужден просить ее руки из-за данного обещания.

Вскоре Мицкевич отбыл из России и больше никогда не встречался с «девицей Яниш». Для любвеобильного поляка эти отношения стали лишь маленьким эпизодом в бесконечной череде влюбленностей и страстей. А вот для Каролины короткий, болезненный и неудачный роман стал одним из самых главных событий в жизни. Через много лет, уже после смерти Мицкевича, она писала сыну поэта:

«Воспоминание об этой любви и доселе является счастьем для меня».

После того, как отец разбил надежды Каролины на счастье, барышня стала постепенно отдаляться от профессора Яниша, обретая все большую самостоятельность. Она забросила занятия астрономией и физикой, полностью посвятив себя своему любимому предмету — литературе.

В 1829 году Каролина Яниш стала завсегдатаем литературных салонов. Ее друзьями были выдающиеся поэты Е. Баратынский и Н. Языков. К концу 20-х годов XIX столетия относятся первые опыты Каролины в творчестве. Поначалу это были вольные переводы на немецкий и французский языки произведений А.С. Пушкина. Немецкие переводы Яниш одобрил сам Гёте, приславший барышне любезное письмо.

В начале 30-х Каролина начала и сама сочинять стихи — сначала на немецком языке, затем — на русском. Стихотворные опыты девицы Яниш оказались весьма востребованными в московских литературных салонах: женщин-поэтов в те годы было мало, и читающую стихи собственного сочинения Каролину принимали на ура.

Увы, после трагического романа с Мицкевичем, личная жизнь Каролины не складывалась. Годы шли, а женихов все не было. При этом, 29-летняя профессорская дочка, которую в свете уже не стесняясь называли старой девой, обладала весьма и весьма приятной внешностью, и мужчины заглядывались на нее ничуть не реже, чем в юности.

В 1836 году произошло событие, которое значительно увеличило привлекательность Каролины среди московских женихов. Янишы внезапно получили весьма приличное наследство, и профессорская дочка стала богатой невестой.

Тут же на Карла Ивановича посыпались предложения от желающих осчастливить его дочь. Однако, в этот раз Каролина не позволила отцу делать выбор за нее: из многочисленных женихов она выбрала писателя Николая Филипповича Павлова.

Наполовину грузин, 33-летний Павлов отличался привлекательной для дам внешностью. Кроме того, Николай Филиппович был великолепно образован и, также как и Каролина, занимался литературной деятельностью: писал стихи, поэмы, пьесы.

Положительные черты Павлова, к сожалению, в большой степени перекрывались его дурными наклонностями: литератор был мотом и отчаянным картежником. Также Николай Филиппович обладал большим умением ссориться с начальством и сочинял антикрепостнические стихи, которые лишь усугубляли его положение в обществе.

Павлов убедил супругу открыть собственный литературный салон. Вскоре салон мадам Павловой стал местом притяжения для творческой элиты страны. Побывать у Каролины не отказывались даже самые талантливые писатели, художники, артисты и музыканты.

Тем не менее, по словам Н. Берга, к хозяйке большинство гостей относились с большой долей иронии, а порой и сарказма, считая ее малоталантливой графоманкой с большим самомнением и желанием «зачитать каждого своими стихами до смерти».

В 1848 году Каролина Павлова издала свой роман «Двойная жизнь». Это произведение наполовину было написано прозой, наполовину — стихами, что делает его уникальным для русской литературы. Успеха, впрочем, роман не имел.

В 1852 году творчество отошло для Каролины Карловны на второй план. Женщина узнала, что муж, назначенный управляющим ее состояния, благополучно пустил все деньги по ветру. Выяснилось, что Николай Филиппович, несмотря на клятвенные обещания, продолжал играть в карты, проигрывая колоссальные суммы.

Каролина Карловна немедленно заявила, что она более не желает видеть Павлова. Однако, ее отцу, профессору Янишу, этого было мало. Старик отправился к высшему начальству и написал на Павлова жалобу.

Наверху, кажется, только и ждали случая, чтобы разобраться с неблагонадежным литератором. На квартире у Павлова был произведен обыск, в ходе которого полицейские изъяли большое количество запрещенных книг.

Проигранные Николаем Филипповичем деньги были зачтены, как его долг супруге. Павлова, несмотря на слезные мольбы в адрес жены и тестя, посадили в долговую тюрьму, которую в те времена называли «ямой».

Через несколько месяцев писатель был выслан в Пермь под полицейский надзор.

Скандал в одной из самых известных литературных семей Москвы имел большой резонанс. Почему-то в обществе решили, что именно Каролина надоумила отца пойти жаловаться начальству на мужа.

Павлов считался передовым, вольнолюбивым поэтом, и среди его поклонников было много студентов, отличавшихся жесткостью и бескомпромиссностью суждений. Каких только оскорблений и насмешек не обрушилось на бедную Каролину Карловну. В мгновение ока по Москве разошлась злая эпиграмма Сергея Соболевского.

«Мужа в яму посадила!», — насмешники буквально не давали мадам Павловой прохода.

Оставаться в Москве Каролине стало невыносимо. Весной 1853 года она перебралась в Петербург, но и здесь «профессорскую дочку» настигла ее слава. В результате мадам Павлова перебралась в Дерпт. Здесь, в эстонской глуши Каролина на какое-то время обрела душевный покой.

В 1854 году грянула Крымская война. Каролина Карловна откликнулась на это событие патриотической поэмой «Разговор в Кремле». Российская молодежь встретила поэму в штыки: в демократической прессе Павлову называли «охранительницей самодержавия».

После устроенной ей очередной обструкции поэтесса решила покинуть Россию. Недолго пожив в Константинополе, она перебралась в Италию, затем — в Швейцарию. В 1861 году Каролина Карловна осела в немецком Дрездене. В Россию «профессорская дочка» приезжала, но очень редко и в основном по финансовым делам.

Стихи Павловой практически не публиковались: лишь несколько второстепенных изданий время от времени размещали небольшие подборки. В 1863 году Каролина Карловна издала за свой счет в Москве тонкий сборник стихов, но книжечка была высмеяна критиками.

Романтическая, пышная поэзия Павловой казалась молодежи безнадежно устаревшей и не соответствующей ситуации, которая сложилась в стране, только что сбросившей иго крепостничества.

В апреле 1864 года в Дрездене Каролина Карловна узнала о смерти ее мужа Николая Филипповича в возрасте 60 лет. По свидетельству домочадцев, мадам Павлову это известие сильно опечалило: кажется, ей все же удалось простить посаженного в долговую яму супруга.

Последние десятилетия своей жизни «профессорская дочка» провела как добропорядочная немецкая фрау: наслаждалась покоем, разводила цветы, держала трех собак. Скончалась Каролина Карловна 2 декабря 1893 года в почтенном возрасте 86 лет. В России смерть поэтессы не заметили.

Однако, в 1915 году произошло внезапное возвращение Павловой в пространство отечественной литературы. Валерий Брюсов издал собрание сочинений Каролины Карловны, а критики практически единогласно заявили, что в XIX веке были несправедливы к этой самобытной и талантливой писательнице.

Так сложилась судьба женщины, которую оскорбляли и ненавидели при жизни, но стали ценить после смерти.

Оцените статью
Мамзель Яниш
«Невеста друга»