Если бы Александр Сергеевич Пушкин знал о похождениях своих потомков, то сочинил бы не один роман. В семье Александра Пушкина и Натальи Гончаровой родилось четверо детей – два сына и две дочери.
Старшей дочери Марии дали имя в честь бабушки великого поэта — Марии Алексеевны Ганнибал. К моменту внезапного ухода из жизни Александра Сергеевича девочке не исполнилось и 5 лет. А младшей дочке Наталье тогда и вовсе исполнилось только 8 месяцев. Сегодня мой рассказ – именно о ней, о младшей.
«Бесёнок Таша»
Маленькую Наталью в детстве называли «бесёнком Ташей», с характером девочки еле-еле справлялись няни и гувернантки. Таше ещё не было и 14 лет, когда заговорили о её красоте, а решительным и упрямым характером девочка напоминала отца.
С юности у Натальи от поклонников не было отбоя, и первая любовь к девушке пришла рано. В 15 лет она безумно влюбилась в князя Николая Орлова, который был старше на 8 лет, обожал Наталью и готов был свататься. Однако отец Николая воспротивился браку и влюблённые расстались.
Возможно, от обиды 17-летняя Таша приняла ухаживания светского льва – Михаила Дубельта, и вскоре влюбилась. Молодые заговорили о свадьбе.
В этот раз родители Натальи были против замужества дочери, но Наталья, топнув ножкой, упрямо настаивала на своём.
Недолгое счастье и побег
В браке с Михаилом Наталья родила троих детей – Наталью, Леонтия и Анну, но счастливой не стала. Супруг был безумно ревнив и вёл себя с ней не позволительно грубо. Наталья блистала на балах, но лишь её мама знала, чего стоило дочери изображать семейное счастье. После 10 лет брака темпераментные супруги разъехались.
Утомлённая бракоразводным процессом, который длился 6 лет, Наталья всё же нашла своё счастье. Оставив детей на попеченье отчима П.П. Ланского в России, молодая женщина отправилась в Ниццу. В потоке светских развлечений она повстречалась с принцем Николаем-Вильгельмом Нассауским, братом шведской королевы Софии и царствующего тогда герцога.
Новая любовь
Николай был настолько влюблён в Наталью, что отказался от всех своих привилегий и прав на престол в пользу младшего брата. Они венчались в Лондоне, даже не дождавшись пока окончится бракоразводный процесс Натальи.
На церемонии тогда присутствовал весь цвет общества, включая Королеву Викторию. Титул мужа она не получила, но королева сделала ей свадебный подарок, и Наталья стала называться графиней фон Меренберг, с правом передавать титул потомкам.
Муж её обожал, в браке появилось на свет ещё трое детей – Софья, Александра и Георг-Николай. Супруги жили в Висбадене, где графиню прозвали «некоронованной королевой».
И вновь её имя оказалось в центре скандала после того, как Наталья решила опубликовать при помощи И.С. Тургенева любовные письма отца к её матери Наталье Гончаровой. Общественность возмутилась обнародованием личной переписки поэта, в том числе и её братья Григорий и Александр.
Шумиху тогда уладил Николай-Вильгельм. Публикация переписки прекратилась, позже письма предположительно достались внучке поэта Софье.
Наталья Александровна
Наталья Александровна надолго сохранила привлекательность, а супруги долго прожили в согласии. Графиня Меренберг, согласно правилам княжества Нассау, не имела права покоиться рядом с супругом, тогда в завещании она указала просьбу развеять её прах после кончины над местом упокоения любимого супруга. Родственники Натальи её просьбу исполнили, оставив о ней лишь память в Каннах.
Детям Натальи достался в наследство упрямый характер матери. И здесь без скандалов не обошлось. В Софью, похожую на мать, влюбился внук Николая I – великий князь Михаил Михайлович (его называли «Мих-Мих»). Император Александр III воспротивился браку.
История натянутых отношений А. Пушкина и Николая получила неожиданное продолжение, и ветви родов переплелись. Михаил был лишён званий и должностей, а жить паре в Росси было запрещено. Позже брак признал Николай II, но на родину супруги так и не вернулись.
Георг-Николай и вовсе женился на родной дочери императора Александра II, рождённой от неравного брака с княжной Екатериной Долгорукой.
Та самая личная переписка великого поэта с юной Натальей Гончаровой до сих пор – предмет загадок, поисков и предположений. А письма существовали:
«Сегодня от своей получил я премиленькое письмо; обещает выйти за меня и без приданого. Приданое не уйдёт. Зовёт меня в Москву — я приеду не прежде месяца…». (Из письма А.С. Пушкина другу П. А. Плетневу).