Джейн Дигби – аристократка, которую называли «Розой пустыни»

Британская аристократка стала принцессой бедуинского племени, в распоряжении Джейн Элизабет Дигби было огромное количество слуг, а шейх Меджуэль эль-Мизраб её боготворил. Она легко бросала мужей и устремлялась навстречу новой любви.

Весной 1807 г. в Англии родилась девочка, которую будут называть знаменем порока. Дигби заложила основы гламура, который включает скандалы, браки и разводы, неистребимое желание свободы…

То, что Джейн будет авантюристкой, наверно, можно было предвидеть. Это было заложено в её генах. Генри Дигби был капитаном королевского флота. Он разбогател, занимаясь морским разбоем. Весомый капитал позволил капитану войти в высшее общество и повести под венец леди Эндовер — дочь одного из лордов.

«Светская львица»

Джейн появилась на свет в огромном поместье, и ни в чём не знала отказа. Семья переехала в Лондон. В высшем столичном обществе красивую, умную, образованную и богатую Джейн сразу окружили активным вниманием. Она посещала балы, приёмы и маскарады став молоденькой «светской львицей».

Вскоре на её горизонте появился лорд Эдвард Лоу, барон Элленборо, который в 34 года стал известным членом парламента.

17-летняя Джейн вышла замуж и эту пару считали самой красивой в Лондоне. Однако близость к элите в состоянии испортить даже хорошо воспитанную девушку. У неё появились подруги – жёны зарубежных послов, которые вовсе не были примером добродетельности.

 

Джейн с удовольствием перенимала у подруг стиль поведения, копировала их дорогую одежду и отношение к супружеской верности. В 19 лет она обзавелась «другом». Это был её 29-летний кузен, полковник Джордж Энсон, герой битвы при Ватерлоо.

Скрыть связь с Энсоном для Джейн было легко: близкий родственник мог сопровождать женщину в отсутствие мужа. Джейн родила мальчика от Энсона, но материнской привязанности к ребёнку не испытывала. Супруг ничего не заподозрил, или сделал вид.

Джейн и Шварценберг

Вскоре на балу Джейн представили 27-летнего австрийского атташе князя Феликса Шварценберга. Это был аристократ и любимец Клеменса фон Меттерниха, фактически правителя Австрии. Все были уверены, что он сделает успешную карьеру на ниве дипломатии. Но после скандалов в Санкт-Петербурге и Португалии князя отправили в Лондон.

Князь влюбился и преследовал баронессу, пока она не сдалась. Но если её отношения с Энсоном считали слухом, то о романе с князем заговорил весь Лондон. Парочка и не беспокоилась о соблюдении тайны. Джейн часто находилась в особняке на Харлей-стрит, арендованном князем, а её слуга в «фирменной» ливрее Элленборо дежурил у входа.

Но, когда Джейн забеременела, мужа обмануть стало сложно. Джейн открыто заявила, что любит князя, и барон потребовал развода.

Влюблённые уехали в Париж. Шварценберг был выслан из Лондона, а Джейн сопровождала его. В 1830 г. она родила девочку.

Джейн была лишена титула и утратила лидирующее место в светском обществе, но она не сдалась, создав свой салон. Здесь царило неформальное общение. Гости были в богатых нарядах и бездумно тратили деньги. Деньги у Джейн были. Бывший муж назначил ей пожизненную ренту.

В столице Франции Джейн представлялась как мадам Айнберг и надеялась, что Феликс предложит ей замужество. Предложения руки и сердца для своей дочери потребовал и адмирал Дигби. Но Шварценберг предпочёл остаться холостяком. Он прекрасно понимал, что в Австрии построить успешную карьеру с супругой, имеющей скандальную репутацию, было невозможно.

Получив письмо от Феликса, что он ожидает перевода в Мюнхен, Джейн с детьми перебралась туда. Однако её мольбу о встрече просто игнорировал. Его карьера пошла в гору, о Джейн он просто не вспоминал. Больше они не встречались.

Джейн, Карл фон Феннинген и король Людовиг I

Джейн и в Мюнхене организовала модный салон. Её снова окружили поклонники, а барон Карл фон Феннинген предложил ей замужество. Но Джейн интересовал король Баварии Людвиг I.

Король обожал все прекрасное. Он заказывал портреты самых красивых женщин в королевстве. Увидев однажды Джейн, он заказал её портрет своему любимому художнику Карлу Штилеру. Людвиг преподнёс ей дорогостоящие подарки.

Вскоре Джейн, ожидая ребёнка, сообщила королю, что отправляется в путешествие. Она с бароном приехали в Палермо, где родила сына. Здесь её вновь окружили поклонники. Король узнал причину «путешествия» Джейн и решил организовать её свадьбу с бароном. Карл был счастлив. Джейн объяснила жениху, что его не любит, но барона это не смутило.

Семья переехала в загородное имение барона. Джейн родила дочку, которая скорее всего была от короля. Берта была душевнобольной, что было не редкостью в баварской династии. Карл дочь признал и предавался своему семейному счастью, но Джейн было невыносимо скучно.

Джейн, Теотоки и потеря сына

В Мюнхене на балу Джейн познакомили с греческим дипломатом, графом Спиридоном Теотоки. Красавец Теотоки был на 4 года моложе Джейн. Она рассказала ему о неудачном первом замужестве, о странностях второго брака, а он неожиданно предложил бежать на его родину.

Слуги сообщили барону, что Джейн села в карету и мчится в неизвестном направлении, тот пустился в погоню и догнал их. Он буквально вытащил грека из экипажа и вызвал его на дуэль. Теотоки промахнулся, а Карл попал сопернику в грудь. Тот упал и прошептал, что с баронессой у них ничего не было. Для барона этого было достаточно. Втроём они вернулись в Париж.

Граф набрался сил, и барон отправил его на родину. Однако Теотоки вновь приехал в Германию и Джейн вновь с ним сбежала. Барон бросился вдогонку и настиг их на почтовой станции. Он с мольбой обратился к жене: просил подумать о детях… Джейн ответила, что ей нужно полгода, чтобы сделать окончательный выбор. Её избранником стал Теотоки. Карл принял её решение, дав её развод.

Влюблённые поселились во Франции. В 1840г у них родился сын Леонидас. Джейн, приняв православие, с ним венчалась. На следующий год они переехали на греческий о. Тинос.

Джейн угнетало то, что здесь отсутствовала привычная ей светская жизнь. Она приобрела особняк в Афинах и блистала в обществе. Но её поведение сильно нервировало королеву Греции Амалию Ольденбургскую. Прибывшая графиня имела более богатые и модные наряды.

Были случаи, когда Джейн принимали за королеву. Амалия стала сплетничать, рассказывая столичному бомонду скандальную историю Джейн, и ей удалось серьёзно испортить репутацию соперницы.

Теотоки бездумно тратил её деньги и оказывал внимание другим женщинам. Джен закрывала на всё глаза и купалась в счастье. Всё раскололось в один миг. Маленький Леонидас влез на крышу дома, чтобы посмотреть гнездо птичек и замертво упал на землю. С таким горем Джейн справиться не смогла и решила покинуть Грецию. Муж вёл себя хладнокровно.

Бегство Джейн. Шейх Меджуэль и «Роза пустыни»

Шесть лет Джейн провела в Италии и Османской империи, а затем вернулась в Афины, чтобы сообщить графу, что она теперь свободна. Она уехала в Палестину, а потом отправилась в поездку по Ближнему Востоку, где познакомилась с шейхом Меджуэлем эль-Мезрабом — младшим братом вождя племени мезрабов.

Шейх был на 20 лет младше Джейн. Он жил в пустыне, но не видел, чтобы женщина так хорошо ездила верхом. Меджуэль владел несколькими языками, был образован и пленён красотой Джейн. После поездки он сделал ей предложение.

Джейн вышла замуж по исламским обычаям, оставаясь православной. Первые месяцы молодые провели в пустыне, где Джейн научилась топить очаг и доить верблюдиц. И её это устраивало. Ей нравилось, как он к ней обращался: «Ты — моя восхитительная роза пустыни». Так её никто не называл.

Она посетила Британию, повидалась с родными, а затем вернулась в пустыню. Джейн много времени проводила в Дамаске, в огромном доме с целым штатом слуг, носила местные одежды. Здесь она была настоящей королевой и у неё не было соперниц.

Её репутация в Европе для бедуинов значения не имела. Она наконец обрела покой и наслаждалась любовью шейха. Бедуины почитали её как провидицу и целительницу. Она выслушивала их жалобы и оказывала первую помощь.

Двадцать восемь лет Джен не покидала Дамаска. Благодаря ей британцы получили влияние в этом регионе и познакомились с уникальной культурой. По одной из версий, благодаря Джейн в Европу проникла «Камасутра», которую она отправила через консула.

До конца своих дней Джейн оставалась аристократкой, единственной на Ближнем Востоке. Джейн Дигби эль-Мезраб ушла из жизни в 1881г, шейх украсил надгробье «Розы пустыни» розовым известняком.

Оцените статью
Джейн Дигби – аристократка, которую называли «Розой пустыни»
Портрет герцогини — причина гражданской войны